Изобразительное искусство в Азербайджане, в раннем средневековье, развивалось как независимая ветвь всего искусства. Художники тебризской школы миниатюры заложили фундамент средневекового художественного искусства Азербйджана в начале XIII века. Тебриз был крупным центром искусств на Ближнем и Среднем Востоке. Известный немецкий востоковед Ф.Шулъц назвал тебризскую школу миниатюры die Mutter Schule -матерью школ, так как она сыграла огромную роль в развитии искусства в соседних восточных странах.
Самыми ранними образцами искусства миниатюры на сегодняшний день являются ‘Варга и Гюльша», созданные в ХIII веке и выставленные в музее Дворца Топгапы в Стамбуле, «Маяафи алъ-Хаяван» («Польза от животных». 1297-98) автора Ибн Бахтишу, хранящаяся в библиотеке Моргана в Нью-Йорке и Лжами ат-Таварик» 1306 года • в библиотеке Эдинбургского университета в Шотландии.
ХIII-ХIV века — период расцвета азербайджанского искусства. В XVI веке классическое азербайджанское искусство достигло вершины своего развития. Мир Сейид Али, Агамирак Исфахани, Фарух бей. Мир Зейналабидин Тебризи и Садыки Бей Ав-шар, преемники Султана Мухаммеда, основателя тебризской школы, написали множество бесценных произведений искусства. Самыми известными работами этого периода являются серии миниатюр «Хосров и Ширин» (1405-10, Галерея Фрир. Вашингтон) и «Хамса» (1481, музей Топгапы, Стамбул), рукописи «Хамса» работы Музафира Али, миниатюры Фарух бея к «Хамсе» Амира Хосрова Дехлеви, миниатюры Садыки Бея Ав-шара «Битва Гершеспа с чуловишем», «Портрет Эмира», «Портрет Теймур хана Туркмана» и «Дервиш, сидящий под деревом». Все эти произведения отличаются глубиной и самобытностью. Широкую известность за свое самобытное творчество завоевал и Кемаль-эд-Дин Бехзад. В конце XVI -начале XVII века традиционные восточные жанры постепенно были втеснены из азербайджанского изобразительного искусства. В искусстве создания миниатюр для рукописей наступил кризис и художники стали часто прибегать к методам реализма.
Новые стили сделали возможным написание более реалистических произведений. И это приветствовалось феодальной знатью. Реалистическое изображение, в котором на первом месте оказались чувства, стало характерным для искусства этого периода. Новые методы в изящных искусствах, основанные на визуальном реализме, имели огромный демократический потенциал популяризации. Но азербайджанскому изобразительному искусству понадобилось 200 лет, чтобы приобщиться к европейским традициям. Разрушение рамок строгих правил и поворот к освоению «нового языка» произошли в XIX веке. В этот период культурные связи с Европой и Россией стали теснее, сформировалось буржуазное общество, крепло национальное самосознание, наконец, начиналось и развивалось демократическое движение.
Известными деятелями демократического толка в азербайджанском искусстве XIX века были Мирза Гедим Иравани и Мир Мохсун Навваб. Создаваемые ими портреты отличались авторским видением и поиском стиля, сходством в изображении людей и попытками выразить психологические моменты, сохраняя однако, восточный консерватизм.
Европейская восприимчивость и лиризм прослеживается в рисунках выдающейся поэтессы Хуршуд Бану Натаван. Карикатуры Азима Азимзаде периода 1918-20 годов отражают общественно-политические проблемы, в то время как серия рисунков «Беженцы» Бахруза Кенгер-ли обнажает зверства армянских агрессоров «Портрет Шейх-уль-ислама» и «Мечеть Биби Эйбат» Али бея Гусейнзаде (1864-1940) являются образцами патриотического реализма. Следует также отметить таких азербайджанских художников современного периода, как Лятиф Керимов (1906-91), Гусейн Алиев (1911-91), Кязим Кязимзаде (1913-92), Марал Рахманзаде (1916-2008), Наджафгули (1923-90), Ваджиха Самедова (1924-65), Микаил Аб-дуллаев (1921-2002), Октай Садыхзаде (р. 1921), Беюкага Мирзазаде (1921-2007), Эльбей Рзакулиев (1926-2007) и Камиль Наджафзаде (р. 1929).
Первые образцы скульптуры на территории Азербайджана обнаружены в Гобустанс-ких скалах. В IV-VII веках н.э. резьба по камню и металлу была широко распространена в Кавказской Албании. Среди образцов — женская статуя, раскопанная в селе Хинишли Ша-махинского района, изображение двух попугаев, найденное в Мингячевире и Баильские камни, недалеко от Баку. Многие ценные образцы скульптуры были созданы в Азербайджане в средние века. Произведения того периода известны изяществом орнамента и стиля. Бронзовый Водолей, созданный Али ибн Мохаммедом ибн Абулкасимом в 1206 году, хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Самыми известными являются надгробные скульптуры, созданные в конце XIX — начале XX века на Абшероне, в Губе, Гяндже и Шамахы. Среди современных значительных работ азербайджанских скульпторов — памятники Низами Гянджеви в Гяндже, Баку и Люксембурге (автор — Ф.Абдуррахманов), Физули (Т.Мамедов и О.Эльдаров), Насими (Т.Мамедов, И.Зейналов), М.Азизбекову и Уз.Гаджибекову (Т.Мамедов), С.Вургуну в Баку (Ф.Абдуррахманов) и Газахе (Дж.Гаръягды), монументы Гейдара Алиева в Нахчыване и Чебоксарах (О.Эльдаров), статуи Бетховена в Сан-Сальвадоре (Азад Алиев), Ататюрка в Измире, Турция (Анар Эйниев), Ихсана Дограмаджи — у здания университета в Билькенте (О.Эльдаров). В числе известных азербайджанских скульпторов — Гусейн Ахмедов (1915-55), Агасалим Гулиев (1918-56), Миралескер Миргасимов (1924-2003), Токай
Мамедов (р. 1927). Минаввер Рзаева (1929-2004), Ниджат Мамедов (1929-1966) и Ибрагим Зейналов (р.1934).