Изделия декоративно-прикладного искусства в основном имеют бытовое назначение. В этой сфере существуют две ветви, классифицируемые по сырью (металл, керамика, текстиль, дерево) и по технике исполнения (резьба, литье, чеканка, ткачество). Эти изделия олицетворяют менталитет народа, его быт, обычаи, традиции и эстетические взгляды. Орнаменты на изделиях делают их красивее, благодаря красоте орнамента они считаются изделиями декоративного искусства. Декоративно-прикладное искусство Азербайджана включает в себя гончарное ремесло, работу по меди, ювелирное искусство, ткачество, ковроткачество, резьбу по камню и дереву.
Гончарное ремесло известно в Азербайджане с Бронзового века. Во время археологических раскопок были найдены печи для обжига в Мингячевире, Габале и Гяндже. Самая древняя из них обнаружена в районе Мингячевира и датируется поздним Бронзовым — началом Железного века. Найдено некоторое количество гончарных изделий, изготовленных на гончарных кругах Бронзового века. Судя по археологическим раскопкам, гончарные изделия делались на гончарных кругах и обжигались в специальных печах. Более 20 различных видов (маслобойки, горшки, кувшины, лампы, чаши, вазы) гончарных изделий изготавливались в Азербайджане. Гончарное ремесло подразделялось на несколько видов (глиняные изделия, обжиг кирпича и т.д.).
Города Губа, Хачмаз, Огуз и Габала специализировались на гончарном ремесле. В эпоху средневековья обрели популярность гончарные изделия тонкой работы, особенно изображающие людей, животных и природу. Например, керамический сосуд, сделанный в начале XIV века в Султании, в Южном Азербайджане, по мотивам поэмы Низами Гянджеви «Хосров и Ширин», в настоящее время экспонируется в Лондоне. Керамика начала развиваться в XIX и XX веках, шла на продажу или обмен. До развития промышленности рынок предметов каждодневного потребления был обширен, но с развитием массового производства интерес к керамике ручной работы понизился. В Азербайджане некоторые бытовые предметы изготавливаются мастерами-гончарами и по сей день. В настоящее время это древнее искусство успешно развивается в Губинском, Хачмазском и Огузском районах Азербайджана. Гончары создают ценные предметы искусства, одинаково пленяющие своей красотой и местных жителей, и гостей Азербайджана.
Ювелирное декоративное искусство широко распространено в Азербайджане. Декоративные изделия, найденые при археологических раскопках в Мингячевире, Ялойлутепе, Ходжалы, Габале, Исмаиллы, доказывают, что ювелирное искусство имеет давнюю историю и играло большую роль в обыденной жизни. Наиболее часто встречаются серьги, кольца, ожерелья, браслеты, разнообразные бусы.
Бронзовые ремни, найденные в Мингячевире и Ходжалы (III тысячелетие до н.э.), золотая чаша (IX-VIII века до н.э.), обнаруженная при раскопках Гасанлу на озере Урмия, и колье (VIII век до н.э.), обнаруженное в районе Зивия, являются классическими образцами ювелирного искусства. В период Кавказской Албании (IV век до н.э.- VIII век н.э.), ювелирное искусство было ведущей отраслью экономики.
В Средние века начался новый этап развития этого вида искусства. Европейские путешественники и дипломаты оставили множество свидетельств о развитии производства ювелирных изделий в Азербайджане. Декоративные изделия — браслеты, кольца, ремни и украшения — были весьма широко распространены в тот период. Например, золотой ремень правителя из династии Сефевидов. Шаха Исмаила I, хранящийся в музее Топгапы в Стамбуле, был предметом живого интереса меж-. дународного научного сообщества в течение многих лет.
В XIX и XX веках ювелирное искусство Азербайджана развивалось еще более быстрыми темпами, мастера-ювелиры изготовляли украшения из металла. Проведенные исследования показывают, что ювелирное искусство было особенно развито в Нахчыване, Шамахы, Лагидже, Гяндже. Баку и Шуше. Большинство ювелирных изделий служили предметами украшений для женщин -кольца с драгоценными камнями и без них, серьги, ожерелья и т.п. Это древнее искусство продолжает развиваться и сегодня. Одна из улиц Баку называется Заргярпалан, потому что ранее там располагалось множество ювелирных мастерских. Предметы женских украшений тонкой работы, созданные азербайджанскими мастерами, можно увидеть в музеях страны.
Ремесло медника — древнее ремесло, широко распространенное в Азербайджане. Изделия из меди широко использовались с конца II тысячелетия до н.э. В средние века на базарах и в людных местах азербайджанских городов Баку, Гянджа, Шамахы и Губа были кварталы медников и лудильщиков. Центром металлообработки в тот период был город Тебриз. Марко Поло, венецианский путешественник, посетивший Азербайджан во второй половине XIII века, закупил там медные изделия. Фигурная ваза (1319), одна из наиболее известных работ того периода, находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. В 1399 году тебризский мастер Абдул Азиз изготовил двухтонный медный чан по приказу Амира Тимура (Тамерлана). Это один из самых крупных чанов на Востоке. Ныне он хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Серебряный астрономический инструмент «Истирлаб» хранится в США. Судя по выгравированной на нем надписи он изготовлен Шукруллой Мухлисом в 1486 году в Ширване.
Село Лагидж в Исмаиллинском районе было центром медного ремесла в Азербайджане в XVIII-XIX веках. Медные кувшины, вазы и котлы, сделанные мастерами из Лагиджа, высоко ценились на Кавказе, в Турции и Иране. Один из самых старых самоваров на территории бывшего СССР был сделан в 1717-18 годах мастером-медником Наджафгулу из Лагиджа. Предположительно в середине XIX века здесь функционировало около 200 медных и лудильных мастерских. В начале XIX века опыт лагичских мастеров был применен на военном заводе в Ижевске. Жители Лагиджа и сегодня занимаются медным ремеслом, секреты которого передаются из поколения в поколение. Искусство изготовления доспехов на Кавказе впитало в себя многовековой опыт и мастерство восточных оружейников. Украшенное множеством искусных и технически совершенно выполненных орнаментов, кавказское оружие представляет собой поистине уникальный феномен в культуре Востока. Серебро было наиболее распространенным материалом для украшения оружия на Кавказе.
Несмотря на простую технологию производства, кавказские пистолеты и ружья имели превосходную конструкцию и высокую огневую мощь. В XVII — XVIII веках они заслужили славу и популярность на Востоке. Кавказское оружие было богато украшено: стальные стволы были инкрустированы золотом; приклады, узкие и прямые, изготавливались из орехового дерева, украшенного вставками из кости, серебра или древесины различных пород. Обручи, скреплявшие ствол и ложе, часто делались из сплошного гравированного серебра. Имена оружейников или владельца оружия были выгравированы на декоративных картушах, и это служило элегантным дополнением к художественному оформлению изделия.
В XIX — начале XX в. кавказские оружейники изготовляли особые кавалерийские сабли, т.н. шашки, или «длинные ножи», которые напоминали саблю, но имели менее выгнутое лезвие и гарду без поперечины.
В позднем Средневековье производились кольчуги, нагрудники, наручные латы, набедренники и наголенники, щиты и мечи, все виды алебард и шлемов. Кавказские воины использовали как местное, так и ввезенное оружие и доспехи.
Ковроткачество имеет давние корни в Азербайджане. Согласно результатам археологических раскопок и письменным источникам, технология ковроткачества была создана в древнейшие времена. В некоторых источниках азербайджанские ковры называются персидскими. Ксенофон (V век до н.э.) замечает, что персы, распространив свое влияние на регионы, располагавшиеся на территории нынешнего Азербайджана, освоили искусство местных мастеров по камню и металлу, а также начали одеваться как местное население, использовать такие же декоративные предметы и ковры. Имеются подтверждения того, что северо-восточный Азербайджан был центром производства ковров высокого качества в VI — VII веках. Известный китайский путешественник Хуан Тес-Анк, посетивший Иран в VII веке, писал в своих мемуарах: «Азербайджан — один из крупнейших центров ковроткачества». Историк Моисей Каланкатуклу в своем труде «История Албании» отмечал, что шелковая ткань и пестрые ковры изготовлялись в
Северном Азербайджане.
В рукописи X века малоизвестного автора Худуда-аль-Алема говорится, что азербайджанский город Муган был известен своими мешками и матрасами; города Нахчыван, Хой и Салмас — безворсовыми (зили) коврами, коврами хали и лентами; а Ардебиль и Ширван — цветными шелками и шерстяным текстилем. Известный историограф X века Абу Джафар Мохаммед ат-Табари пишет, что ковры высокого качества производились в северо-восточном Азербайджане. Описывая азербайджанский город Барду и его рынок в X веке, историк и путешественник аль-Мукаддаси отмечал, что «местные шелк и одежда не имеют равных в мире».
В XIII веке венецианский путешественник Марко Поло писал, что «повсюду в Азербайджане множество искусных ремесленников, производящих ткани, ковры и сабли». В ХШ-Х1У веках азербайджанские ювелирные изделия и ковры привлекали интерес европейских и особенно венецианских купцов. Торговцы, путешественники и послы из различных стран вывозили из Азербайджана красочные ковры — в качестве товара или подарков. Азербайджанские ковры можно обнаружить на холстах многих известных европейских художников. Их можно видеть в «Послах» Ганса Гольбейна, а известный голландский художник Ян ван Эйк на заднем плане своей «Богоматери каноника ван дер Пале» изобразил азербайджанский ковер Губа.
В XVI — XVII веках, в эпоху Сефевидов, азербайджанское искусство ковроткачества развивалось очень быстрыми темпами. Тебриз, Ардебиль, Шамахы, Баку, Гянджа и Барда считались центром рами ковроткачества в тот период. Ковер Шейха Сафи, шедевр ковроткаческого искусства, был создан именно тогда. Это уникальное произведение соткано в 1539 году азербайджанскими ткачами и передано мечети Шейха Сафиэд-дина в Ардебиле. В 1893 году ковер был продан Музею Виктории и Альберта. Этот ковер — самый большой из сотканных в XVI веке. Его длина — 10,51 м, ширина — 5,34 м, общая площадь 56,21 кв.м.
Орнаментальные ковры, сотканные много веков назад в Ширване, Карабахе, Абшероне, Губе, Газахе, Гяндже и Талыш Мугани, теперь украшают коллекции крупных музеев в странах бывшего СССР, Западной Европы и США. Девять из десяти ковров, особенно безворсовые ковры, известные как кавказские, являются настоящими азербайджанскими коврами.
Ковер, который изначально предназначался для бытового применения, позже стал образцом декора и заслужил славу в других странах за свое высокое качество. Азербайджанские ковры имеют различные узоры и ткались по-разному, в зависимости от местных условий, традиций и сырья (шерсть, шелк, хлопок и т.д.)
Азербайджанские ковры делятся на четыре группы по типам узора и технологии: Губа-Шир-ван, Гянджа-Газах, Карабах и Тебриз. Чтобы изучить азербайджанское ковроткачество необходимо принимать во внимание принципы создания узора, выбора цвета и композиции. Эти тесно взаимосвязанные факторы — основные характеристики ковров вообще и азербайджанских ковров — в частности. Азербайджанские ковры различаются по композиции. Композиция, размеры, узор и даже цвета ковров различаются в зависимости от их назначения: молельные коврики или настенные ковры, наборы ковров для украшения холла — с большим ковром (хали) , с «верхним» ковром (башлыг) и узким боковым «пограничным» ковром (янлыг), лежавшим поверх большого ковра. Композиционно азербайджанский ковер состоит из двух взаимосвязанных компонентов: серединного рисунка и элана (декораций по периметру ковра). Центр и элан определяют характер ковра, а орнамент дополняет композицию. С древних времен азербайджанские ковры имели либо практические, либо художественные характеристики. Художественная специализация и содержание проявляются в рисунке, узоре и цвете ковра.
Древнейший сохранившийся азербайджанский ковер был соткан в ХIII-ХIV веках. Ширванские ковры этого периода хранятся в Турецком и Исламском музеях в Стамбуле; ковры из Ширвана и Газаха XV века находятся в Восточном отделении Берлинского музея. Ковроткачество продолжало развиваться в Х1Х-ХХ веках. Самыми ценными шедеврами различных школ ковроткачества являются «Баку» (Музей Метрополитен в Нью-Йорке), «Древняя Гянджа» (частная коллекция в Брюсселе), «Времена года» (Государственный музей искусств имени Р.Мустафаева в Баку), «Встреча Лейли и Меджнуна в пустыне» (Литературный музей имени Низами в Баку).
Ковроткачество в Азербайджане продолжает развиваться и ныне. Сегодня в азербайджанских городах и селах женщины и девочки старше 7 лет продолжают ткать ковры, чаще всего зимой. Они следуют цветовой гармонии, хранящейся в их памяти. В 1928 году был учрежден Азербайджанский Ковровый союз для управления всеми ковровыми фабриками в стране. Сотрудники союза ткали живые ковры тонкой работы. Эти ковры выставлялись на международных ярмарках в Багдаде, Лейпциге, Монреале, Пловдиве, Алжире, Каире, Измире, Дамаске, Триполи и Тегеране. В к роткаческих районах Азербайджана открыты специализированна ; школы. В них обучают искусству и технике ковроткачества.
В 1967 году в Баку открылся Государственный музей КОЕ; первый такой музей в мире. В нем выставляются азербайджанок: . ковры и ковроткаческие принадлежности, коллекция музея постоянно пополняется. Сегодня здесь можно увидеть ценные образцы национальных ковров.
Декоративное шитье всегда пользовалось популярностью : Азербайджане. Все домашние предметы — занавески, скатерти, постельное белье, одежда, аксессуары, конская упряжь и седла — украшены вышивкой. Некоторые письменные источники на поминают азербайджанскую вышивку. Марко Поло в XIII веке отмечал красоту шелков из Шамахы и
Барды. В 1561 году английский дипломат Энтони Дженкинсон, описывая роскошь летней резиденции правителя Ширвана Хана Абдуллы, говорит, что «Хан сидел в палатке, вышитой серебром и тонкой вышивкой, а его одежда была украшена жемчугом и драгоценными камнями». Французский путешественник Шарден, который некоторое время прожил в Азербайджане в XVII веке, сравнивал большие мастерские, в которых занимались вышиванием, с аналогичными мастерскими во Франции.
Для вышивания использовались хлопок, шелк и шерсть из Шамахы, Гянджи, Шеки и Шуши. В лучших образцах художественной вышивки можно видеть сочетание блестящих золотых бусин, жемчужин и шелковых нитей. В азербайджанской вышивке используется техника с богатой цветовой палитрой: текельдуз (плотная вышивка с жемчужинами и бусинами) и гюлебетин (золотое шитье с накладным орнаментом).
Традиционно текельдуз, жемчужная вышивка и гюлебетин были широко распространены в Шеки, Шуше, Гяндже, Газахе и Баку. Декоративной вышивкой занимались и мужчины, и женщины, но в Шеки вышивали в основном мужчины. Их работы получали золотые и серебряные медали в Москве (1872 год), Париже (1900 г.) и Санкт-Петербурге (1913 г.).
Гюлебетин — древний азербайджанский метод вышивки. Ткани, производившиеся в Баку, были широкими и рельефными, в то время как в Шамахы они украшались рисунками тонкой работы. В вышивке этим методом преобладали золотые и серебряные нити. Использовались твердые и крепкие нити. Наилучшим качеством обладал темно-красный и зеленый гладкий бархат. Самая качественная вышивка «гюлебетин» делалась в Шамахы. Голландский путешественник Я.Стрейс, посетивший этот город в XVII веке, был поражен, когда увидел «одежду и другие изделия с серебряным и золотым шитьем».
Вышивка жемчугом и бусинами отличается своей цветовой гаммой и фоном. В XIX веке этот вид вышивки был неотъемлемой частью некоторых декоративных изделий из Шуши, Гянджи и Газаха. Геометрические узоры в форме полос, ромбов, квадратов и звезд на скалах Гобустана (X тысячелетие до н.э.) были основными мотивами декоративных узоров. Цветочные мотивы, птицы и стилизованные изображения людей редко использовались в вышивке.