«Китаби-Деде Горгун»
«Книга Деде Горгуда»- самый значительный тюркский средневековый литературный эпос. Столетиями сюжеты, объединенные в этот сборник, передавались из поколения в поколение как важная часть устной литературной традиции тюркоязычных народов. Существуют также письменные копии эпоса — одна из них находится в немецком Дрездене, ее обнаружил Г.Ф.фон Диц в 1815 году.Это более полная версия, содержащая 12 притчей (боев). Язык манускрипта очень близок к современному азербайджанскому. Ватиканская копия, найденная в!950 году Этторе Росси, содержит всего шесть притчей, а ее язык считается более близким к старотюркскому. Манускрипты датированы ХУ-ХУ1 вв., хотя ученые все еще спорят о точных датах и о том, которая из копий древнее. Эпос повествует о жизни и героических деяниях тюрков-огузов в средние века (в этническом и лингвистическом отношении огузы были родственны трем современным тюркским народам того периода — азербайджанцам, туркам и туркменам).
Самые выдающиеся Азербайджанские поэты и писатели
В течение столетий литература всегда занимала особое место в системе интеллектуальных и культурных ценностей Азербайджана. Самым мощным пластом весьма богатой литературной традиции является фольклор. Азербайджанский фольклор, можно смело сказать, обессмертил систему этнокультурных ценностей народа. Народные колыбельные -первое соприкосновение с литературой для каждого азербайджанца, прививающее любовь к литературе и красоте родного языка. Когда азербайджанец покидает этот бренный мир, его провожает погребальная песнь. Фольклор азербайджанского народа так богат потому, что каждый человек — потенциальный создатель фольклорного произведения. Всемирно известная Авеста, которая была закончена в VI веке до н.э., и мидийские легенды, увековеченные в трудах древнегреческого историка Геродота, берут свое начало из этой богатой фольклорной традиции. Другим источником азербайджанского фольклора являются древние тюркские мифы и легенды. Книга Деде Горгуда, воспевающая героизм, тоже возникла из того же источника. Мы -свидетели быстрого развития и качественных изменений в азербайджанской литературе.
Народные музыкальные инструменты
Примитивные культурные артефакты, найденные при археологических раскопках на территории Азербайджана, подтверждают древность музыкальных традиций страны. По утверждению специалистов, рисунки некоторых музыкальных инструментов (в частности, духовых инструментов бута и чанга) изображены на керамических сосудах VI века до н.э., найденных в азербайджанском городе Джилгамыш. Археологи считают, что некоторые другие находки и образцы древних музыкальных инструментов, как среди сохранившихся, так и поврежденных, датируются IV-III тысячелетиями до н.э. Образцы, найденные на территории современного Азербайджана (II-I тысячелетия до н.э), в
городах Уджар, Агстафа, Мингячевир, Барда, Габала и Масаллы, подтверждают, что у азербайджанского народа с древних времен существовала инструментальная музыкальная культура. Всего в этих местах было найдено 88 музыкальных инструментов, из них 32 струнных, 23 духовых, 16 ударных и 17 — других.
Азербайджанский Мугам
Мугам — уникальный памятник классической музыки Азербайджана, дошедший до настоящего времени традиционно в устной форме. Искусство мугама имеет глубокие корни в истории культуры азербайджанского народа. Независимо от индивидуального подхода, мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных духовных ценностей нации. В 2003 году ЮНЕСКО объявила азербайджанский мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».
У понятия «мугам» — много значений. Мугамами называют лады азербайджанской музыки, и в этом понимании термин «мугам» существует в азербайджанской музыкальной теории более 7 веков. Однако сегодня слово «мугам» для азербайджанцев, прежде всего, ассоциируется с определенным типом мелодий в свободном ритме, а также с музыкальным жанром, в основе которого лежит подобный мелодический стиль. Мугам — общее название этого жанра, которое распространяется на все разновидности мугамных форм, из которых самой крупной по масштабу и художественной идее является дастгях. Дастгях представляет собой вокально-инструментальную композицию сюитного характера.
Мейхана
Мейхана — своеобразная и очень древняя форма рэпа в Азербайджане. «Мейхана» -персидское слово, оно означает «место скопления людей для выпивки, бесед или же чтения стихов». В Азербайджане его корни ведут к временам по меньшей мере тысячелетней давности, к суфитским традициям. В настоящее время на Абшеронском полуострове мейхана является одним из самых широко распространенных фольклорных жанров. Обычно она, будучи устной формой стихосложения, исполняется экспромтом без всякой подготовки. Ее исполняют по меньшей мере два исполнителя. Мейхану можно сравнить с западным рэпом, есть лишь исключение — она традиционно исполняется экспромтом. Исполнитель вправе выбрать любую тему. Один из исполнителей -произносит строфу, состоящую из четырёх или же пяти полустиший, а второй, не теряя такта, соответственно отвечает ему. Талантливые исполнители способны посвящать мейхану любой теме — машинам, деньгам, женщинам, работе, разным событиям и т.д. Очень ценится не столько выбор темы, сколько способность сохранить ритм и рифму исполнения, которое иногда может длиться часами. Язык мейханы — это язык улицы. Нередко, наряду с азербайджанскими словами, в ней используют русские.
Некоторые считают, что умение исполнить мейхану — это своего рода Божий дар. Ведь не владея им, вряд ли можно быстро, в короткий временной промежуток построить свой ответ, да еще в стихотворной форме.
Жанр мейханы по форме и структуре весьма разнообразен: а) рифмующаяся мейхана; б) припевная мейхана; в) куплетная мейхана; г) нерифмующаяся мейхана;
В XX веке определены три периода развития мейханы: досоветский (до 1920-го года), советский (1920-1991) и постсоветский (с 1991-го и по сегодняшний день). Вначале мейхана исполнялась в абсолютно свободной форме. Второй этап развития сравнивают с темницей; а сегодня мейхана вновь свободна, несмотря на то, что многие не очень-то
принимают ее. Качество мейханы традиционно поддерживалось на высоком уровне.
Имея крайне виртуозных исполнителей, мейхана в досоветский период, пока ещё не оторванная от своих корней и традиций, находилась на высочайшем уровне. Ныне она в основном исполняется в форме строфы, состоящей из четырех или пяти полустиший, при этом одно из полустиший — совершенно бессмысленно. На нынешнем этапе уровень ее пока не так уж высок.
Очень малое количество мейханы записано на ленту. В те времена никто бы не решился в открытой форме читать оскорбительные стихи; поэтому большинство текстов мейханы, а также их авторы были забыты. Лишь некоторые полустишья сохранились до наших дней, и то лишь благодаря людской памяти.
Сегодня мейхана — на новом этапе своего развития: ее можно предварительно записать и говорить по памяти. Подобное развитие способствует большему обогащению и пронзительности содержания. А это нет повод говорить о том, что с течением времени мейхана приобретет форму исполнения западного рэпа, которая заключается в искусной критике общества лицами, обладающими высочайшими способностями. В Азербайджане одним из видных исполнителей мейханы был Алиага Вахид. В настоящее время самыми известными являются Агасалим Салимов, Керим, Намик Мена, Баласадыг Асланов, Намик Гарачухурлу.
Народные танцы Азербайджана
Азербайджанцы гордятся своей богатой национальной культурой. Азербайджанские танцы, так же, как и литература и музыка, широко известны. Азербайджанские танцы занимают важное место в танцевальном репертуаре ансамблей во всем мире.
Среди широко известных азербайджанских танцев можно назвать Узундере, Вагзалы, Тереке-ме (Кочевник), Папаг, Иннаби, Джейрани, Мирзейи, Джютчу, а также названные в соответствии с местом исполнения Шеки Зорханасы, Нахчыван или Газах Яллысы. Мужской танец Зорхана символизирует смелость, мужество и юношеский энтузиазм. Газах Яллысы передает чувства единства, единодушия и коллективизма. Этот танец исполняется группой людей и если кто-то делает какое-то движение не так, как следует, ведущий «штрафует» его, прося исполнить песню или еще один танец. Вагзалы исполняется, когда невесту провожают из родного дома в дом жениха, танец отражает ее переезд. Джант (боевая музыка) призывает к единству, дружбе и непобедимости. Узундере (длинная мера) — вид долгого танца, который традиционно исполнялся, когда жених и невеста были в пути. Танцовщик, исполняющий Бановша (Фиалка), живет своими чувствами, показывая, как фиалка растет, поднимаясь над землей, цветет и вянет. Джейран бала — древний изящный танец, передающий грацию и красоту газели. Он исполняется как мужчинами, так и женщинами. Мирзабейи традиционно исполняется на свадьбах мужчинами и женщинами, держащими в руках платки. Иннаби — название фрукта. Это женский танец, исполняемый одной или двумя девушками. Танцовщицы демонстрируют женственность, привлекательность и кокетство. Терекеме — танец кочевников. Танцоры расставляют руки и идут вперед с поднятыми головами. Танец полон чувства свободы и простора. Исполняется и мужчинами, и женщинами. Среди других танцев — Назлана-назлана (кокетливо), Нелбекилерле регс (танец с блюдцами), Нефтчилер султаны (Султан нефтяников) и др.
Традиционно общей чертой азербайджанских танцев является изображение танцевальными средствами чувств дружбы, непобедимости и мужества.
Первые театральная, оперная и балетная постановки на Востоке.
Азербайджан, как и в ряде других сфер, лидирует на Востоке также в сфере культуры и искусства. Постановка национальных пьес, например, Гаравеллы, Коса-коса, Гара-гез, Килимарасы и других, имеет давнюю историю. В средние века в Азербайджане возник Шебих, религиозный театр. В постановках Шеби-ха демонстрировались трагические события в семье Имама Хусейна, внука Пророка Мухаммеда.
22 Марта 1873 года, в дни празднования Новруз Байрамы, в аудитории Бакинского Общества, благодаря усилиям Гасан-бека Зардаби и Над-жаф-бека Везирова, была поставлена драма М.Ф.Ахундова «Саргузашти Везири-Хани Лянкяран» («Визирь Лянкяранского хана»). Так был заложен фундамент профессионального театра Азербайджана и всего исламского мира.
До 1919 года театральные представления в Баку показывались следующими группами: Союзом азербайджанских артистов, Ниджат, Хамийят, Сефа и Офисом братьев Зульфугар-бея и Узеир-бея Гаджибековых. Сценами служили помещения в зданиях Тагиева, Маилова и Мусы Нагиева.
История кинематографа в Азербайджане
В конце 1897 года, спустя всего два года после изобретения кинематографа, братья Люмьер были приглашены в Азербайджан. 8 января 1898 года состоялся показ первого фильма в Баку. 31 Марта Бакинский научный фотокружок организовал общественное гуляние в Михайловском саду (ныне переименованный в Сад Вахида). Гуляние снималось на камеру. 21 Июня были показаны кинохроника и эпизоды «Прибытие поезда на вокзал», «Отправление парохода» и «Рыночная улица на рассвете». 2 Августа была показана другая программа. От состояла из эпизодов «Церемония отбытия эмира Бухары на пароходе Великий Князь Алексей «Правитель Кавказа». Эти эпизоды и некоторые другие фильмы, такие как «Нефтяной фонтан в Биби-Эйбате» и «Нефтяной фонтан в Балаханы», были записаны Александр Михайловичем Мишоном, известным кинематографистом и фотографом, жившим в Баку в течение 25 лет. Последние две картины были с успех показаны в 1900 году на Всемирном киношоу в Париже.
Первая газета в Азербайджане и журнал «Молла Насреддин»
Первой национальной газетой на азербайджанском была «Экинчи» («Пахарь»), первый номер которой вышел в свет 22 июля 1875 года. Издателем, редактором и корректором пионера азербайджанской печати — газеты «Экинчи» был Гасан бей Зардаби (1842-1907), один из основателей национального просветительского движения. М.Ф.Ахундов, С.А.Ширвани, Н.Везиров, Аскер Горани и другие пропагандировали в газете идеи просвещения и демократии, оказывая таким образом влияние на формирование социальных, политических и художественных взглядов общества.
«Экинчи» выходил в Баку, с периодичностью раз в две недели с 1875 по 1877 год. Газета, представлявшая собой трибуну для распространения демократических идей, публиковала материалы о достижениях в областях науки, просвещения, культуры, литературы и искусства и заявляла о необходимости перемен в системе образования. Важнейшими достижениями газеты были близость ее языка к народному, простота и точность стиля. Способствуя продвижению науки и культуры в народные массы, «Экинчи» первым начал бороться за равноправие и образование женщин.
Изящные искусства в Азербайджане
Изобразительное искусство в Азербайджане, в раннем средневековье, развивалось как независимая ветвь всего искуства. Художники тебризской школы миниатюры заложили фундамент средневекового художественного исскуства Азербйджана в начале XIII века. Тебриз был крупным центром искусств на Ближнем и Среднем Востоке. Известный немецкий востоковед Ф.Шулъц назвал тебризскую школу миниатюры сие МиПег Зспи1е -матерью школ, так как она сыграла огромную роль в развитии искусства в соседних восточных странах. Самыми ранними образцами искусства миниатюры на сегодняшний день являются ‘Варга и Гюльша», созданные в ХIII веке и выставленные в музее Дворца Топгапы в Стамбуле, «Маяафи алъ-Хаяван» («Польза от животных». 1297-98) автора Ибн Бахтишу, хранящаяся в библиотеке Моргана в Нью-Йорке и Джами ат-Таварик» 1306 года • в библиотеке Эдинбургского университета в Шотландии.
Декоративно-прикладное искусство в Азербайджане
Изделия декоративно-прикладного искусства в основном имеют бытовое назначение. В этой сфере существуют две ветви, классифицируемые по сырью (металл, керамика, текстиль, дерево) и по технике исполнения (резьба, литье, чеканка, ткачество). Эти изделия олицетворяют менталитет народа, его быт, обычаи, традиции и эстетические взгляды. Орнаменты на изделиях делают их красивее, благодаря красоте орнамента они считаются изделиями декоративного искусства. Декоративно-прикладное искусство Азербайджана включает в себя гончарное ремесло, работу по меди, ювелирное искусство, ткачество, ковроткачество, резьбу по камню и дереву.
Гончарное ремесло известно в Азербайджане с Бронзового века. Во время археологических раскопок были найдены печи для обжига в Мингячевире, Габале и Гяндже. Самая древняя из них обнаружена в районе Мингячевира и датируется поздним Бронзовым — началом Железного века. Найдено некоторое количество гончарных изделий, изготовленных на гончарных кругах Бронзового века. Судя по археологическим раскопкам, гончарные изделия делались на гончарных кругах и обжигались в специальных печах. Более 20 различных видов (маслобойки, горшки, кувшины, лампы, чаши, вазы) гончарных изделий изготавливались в Азербайджане. Гончарное ремесло подразделялось на несколько видов (глиняные изделия, обжиг кирпича и т.д.).