Расположение Азербайджана
Азербайджанская Республика расположена на юго-востоке Кавказа и на протяжении 825 километров омывается водами Каспийского моря. Большая часть территории страны приходится на долю гор. На севере возвышается Большой Кавказский горный хребет, самой высокой вершиной которого является Базардюзю (4466 м). Ниже, у подножия гор, расположена Кура-Аразинская низменность. Территория Азербайджана, включая Нахчыванскую Автономную Республику, составляет 86.6 тыс. кв. км. Из общей части этой площади 12 % занимают леса, 1,6 % — водные бассейны. 54.9 % — обрабатываемые земли, в том числе 31,1 % — пастбища, 31% — другие земли. Страна расположена на пространстве от 44 градуса до 52 градуса восточной долготы, между 38 и 42 градусами северной широты, столица Баку раскинулась на 40-ой параллели.
На севере у Азербайджана 390 км общих границ с Российской Федерацией, самая длинная пограничная полоса — 1007 км — простирается на западе страны, где она граничит с Арменией. Протяжённость севере -западных границ — это граница с Грузией — 480 км. И всего лишь 15 км составляет граница с Турцией на юго-востоке, в Нахчыване. На юге, включая Нахчыван, Азербайджан на расстоянии 765 км граничит с Ираном.
Азербайджан включает следующие административно-территориальные единицы: одна автономная-республика (Нахчыванская АР, территория 5,5 тыс. кв.км), 66 районов, 70 городов, 13 городских районов (в Баку-II, в Гяндже-2), 239 поселков городского типа, 4272 жилых населенных пунктов. На местах (деревни и села) представители власти назначаются главами районов и городов. А главы органов исполнительной власти назначаются непосредственно президентом. 12-го декабря 1999 года впервые прошли выборы в органы местного управления — в муниципалитеты.
Расположенные в азербайджанском секторе Каспия острова: Сары, Курдилли, Пираллахи, Чилов, Аггёл, Хара-Зира относятся к территории Азербайджанской Республики.
Государственные символы Азербайджана
По Конституции государственными символами Азербайджана являются Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн. 9 ноября 1918 года правительством Азербайджанской Демократической Республики впервые было принято постановление о трехцветном государственном флаге. После падения 28 апреля 1920 года АДР и установления советской власти в Азербайджане этот флаг был отвергнут. 17 ноября 1990 года решением Верховного Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики трехцветный флаг был вторично восстановлен в правах и принят в качестве Государственного флага Автономной Республики. На той же сессии Верховный Меджлис Нахчыванской АР ходатайствовал перед Верховным Советом Азербайджанской ССР о признании трехцветного флага в качестве государственного символа Азербайджана. 5 февраля 1991 года Верховный Совет Азербайджанской Республики рассмотрел ходатайство Верховного Меджлиса Нахчыванской АР и принял постановление о признании трехцветного флага Государственным флагом Азербайджана.
Голубой — тюркское происхождение
Красный — модернизация и демократия
Зеленый — ислам
Полумесяц с восьмиконечной звездой — символ Луны и Солнца, вечность, секуляризация.
.
Государственный герб был принят по закону и уставу, подписанными Президентом Азербайджана 19 января 1993 года.
Щит на гербе — защита
Трехцветные дуговые линии — флаг Восьмиконечная звезда на дуговых цветах — Солнце Языки пламени в центре звезды — Страна Огней Колосья — богатство Дубовые ветви — вечность.
/
/
/
///
Согласно Закону, подписанному Президентом Азербайджана 27 мая 1993 года, «Азербайджанский марш» на музыку композитора Узеира Гаджибекова и слова поэта Ахмеда Джавада был утвержден в качестве государственного гимна.
Муз.: Узеира Гаджибекова; Слова: Ахмеда Джавада
Русский текст: Сиявуша Мамедзаде
Азербайджан, Азербайджан!
О, колыбель святая славных сынов!
Нет земли милей Отчизны,
Нет ее родней
От истока нашей жизни
До скончанья дней!
Под знаменем Свободы верши свой путь!
Тысячи нас, павших в бою,
Защищавших землю свою.
В час роковой встанем стеной
В нерушимом ратном строю!
Пусть цветут сады твои!
Созидай, мечтай, твори!
Сердце, полное любви,
Посвятили мы тебе.
Славься, славься гордой судьбой,
Край наш древний, край наш святой.
Каждый сын твой движим мечтой
Видеть мирный свет над тобой.
О светлый край, заветный край,
Азербайджан, Азербайджан!
Гимн Азербайджана
Государственная система Азербайджана
Конституция Азербайджана
Принятая 12 декабря 1995-го года Конституция Азербайджанской Республики является первой Конституцией независимого Азербайджана. До вступления в силу этой Конституции деятельность страны осуществлялась на основе принятой в 1978-ом году последней (в новой редакции и с изменениями) Конституцией Азербайджанской Советской
Социалистической Республики. Следует отметить, что первая Конституция Азербайджанской ССР была принята в 1921 году. Проект последней Конституции, подготовленный под руководством Президента Азербайджана, комиссией, состоящей из представителей законодательных, исполнительных и судебных органов, в том числе известных юристов, был вынесен на всенародное обсуждение. Конституция состоит из 5-и разделов, 12-и глав и 158-и статей и по своему содержанию и принципам является одной из самых демократических Конституций в мире. В соответствии с Конституцией, Азербайджанское государство является демократической, правовой, светской, унитарной республикой и выбравшей свой демократический путь в соблюдении прав человека и в разделении властей. В соответствии с прими, пом разделения властей в Азербайджанской Республике определены самостоятельно действующие три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Органом, осуществляющим исполнительную власти в Азербайджанской Республике, является Президент, законодательную власть — Милли Меджлис (Национальное Собрание), судебную власть -независимые суды республики.
24-го августа 2002 года состоялся референдум по внесению изменений в Конституцию в целях отражения новых постановлений, связанных с необходимостью присоединения Азербайджана к Европейской Конвенции по правам человека и защите основных свобод, развития избирательной системы и суде’ реформы. Более подробно ознакомиться с Конституцией Азербайджана можно на сайте: www.constitutional-court-az.org/constitution.htm
Глава государства и его полномочия
Главой государства является Президент Азербайджана. Он представляет страну и на международной арене. Президент олицетворяет единство народа Азербайджана, обеспечивает преемственность государственности, выступает гарантом независимости и территориальной целостности страны, соблюдения международных договоров, участником которых является Азербайджан, а также независимости судебной власти.
В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики Президенту предоставлены большие полномочия.
• Президент с согласия Милли Меджлиса назначает и освобождает от должности премьер-министра;
• формирует центральные и местные органы исполнительной власти;
• представляет государственный бюджет на утверждение Милли Меджлиса;
• вносит представления в Милли Меджлис о назначении на должность судей;
• вносит представления в Милли Меджлис о назначении омбудсмана;
• вносит представления в Милли Меджлис об учреждении дипломатических представительств, назначает и отзывает дипломатических представителей;
• принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;
• назначает на должность и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных Сил.
Президент также имеет право законодательной инициативы в Милли Меджлисе.
Президент Азербайджанской Республики избирается на 5-летний срок на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном, личном и тайном голосовании. Кандидат, набравший 2/3 голосов избирателей, считается избранным президентом. Президентом Азербайджанской Республики может быть избран гражданин Азербайджанской Республики не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Азербайджанской Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, а также не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, с высшим образованием, без двойного гражданства. Никто не может быть избран Президентом Азербайджанской Республики более двух сроков подряд. Итоги выборов Президента официально объявляются Конституционным судом в течение 14 дней после дня голосования. Лицо, избранное Президентом, в течение 3 дней, начиная со дня объявления итогов выборов, в присутствии судей Конституционного суда приносит следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Азербайджанской Республики соблюдать Конституцию Азербайджанской Республики, защищать независимость и территориальную целостность государства, достойно служить народу». Президент Азербайджанской Республики считается приступившим к исполнению своих полномочий со дня принесения присяги.
Кабинет министров Азербайджана
В целях организации осуществления исполнительских полномочий Президент Азербайджанской Республики создает Кабинет министров Азербайджанской Республики. Кабинет Министров Азербайджанской Республики является вышестоящим исполнительным органом. В состав Кабинета Министров Азербайджанской Республики входят премьер-министр Азербайджанской Республики, его заместители, министры и другие руководители центральных органов исполнительной власти. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Милли Меджлиса. Если трижды Милли Меджлис не даст согласие на назначение той или иной кандидатуры, представленной Президентом на должность премьер-министра, Президент может назначить его без согласия Милли Меджлиса.
Как руководитель высшего административного органа Президента премьер-министр является вторым лицом государства. При досрочном уходе Президента с должности, до избрания нового Президента, полномочия Президента выполняет премьер-министр.
Милли Мэджлис (законодательный орган Азербайджана)
Милли Меджлис — законодательный орган Азербайджана. Парламент Азербайджана имеет одну палату, состоящую из 125 депутатов. Каждый гражданин Азербайджанской Республики в возрасте не моложе 25 лет может быть избран в установленном законом порядке депутатом Милли Меджлиса. Не могут быть избраны депутатами лица, имеющие двойное гражданство, имеющие обязательства перед другими государствами, работающие в системе исполнительной или судебной власти, лица, занимающиеся другой оплачиваемой деятельностью, исключая научную, педагогическую и творческую деятельность, религиозные деятели, лица, недееспособность которых подтверждается судом, осужденные за тяжкие преступления, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Депутаты Милли Меджлиса избираются на 5-летний срок на основе мажоритарной избирательной системы и путем свободного голосования. Выборы каждого созыва Милли Меджлиса проводятся каждые пять лет в первое воскресенье ноября. Милли Меджлис считается полномочным после регистрации 83 депутатов. Личность депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики в период исполнения им депутатских полномочий неприкосновенна. Милли Меджлис Азербайджанской Республики устанавливает порядок своей работы, в том числе выбирает своего председателя и его заместителей, организует постоянные и другие комиссии, создает Счетную палату.
Кроме вопросов законодательства Милли Меджлис занимается утверждением государственного бюджета и контролем за его исполнением, дачей согласия на назначение на пост премьер-министра, на назначение судей Конституционного, Верховного и Апелляционных судов, решает вопрос о доверии Кабинету министров и т.д. Милли Меджлис также имеет право отстранить от должности Президента в порядке импичмента на основание представления Конституционного суда.
В Милли Меджлисе действуют следующие постоянные комиссии: комиссия по правовой политике и государственному строительству; комиссия по вопросам безопасности и защиты; комиссия по экономической политике; комиссия по социальной политике; комиссия по аграрной политике; комиссия по международным отношениям и межпарламентским связям; комиссия по правам человека; комиссия по вопросам природных ресурсов, энергетики и экологии; комиссия по региональным вопросам; комиссия по науке и образованию; комиссия по вопросам культуры; дисциплинарная комиссия.
Основные партии Азербайджана
В период, когда Азербайджан был в составе Советского Союза, здесь, как известно, действовала лишь одна партия — Коммунистическая. После обретения Азербайджаном независимости страна избрала демократический путь развития и была установлена многопартийная система. Конституция предоставила каждому право создать любое объединение, в том числе политическую партию, профессиональный союз и др., или вступить в уже существующее объединение. Свободная деятельность всех объединений гарантируется. Однако Конституция страны запрещает объединения, преследующие целью насильственное свержение законной государственной власти на всей территории Азербайджана или в какой-либо ее части. Деятельность объединений, нарушающих Конституцию и законы, может быть прекращена только в судебном порядке.
Политические партии получают право на осуществление государственной власти через представительство в законодательных органах и органах местного самоуправления.
В настоящее время в Азербайджанской Республике действуют 42 политические партии, прошедшие государственную регистрацию. Главными политическими партиями являются партия «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан»), «Милли Истиглал» (Партия Национальной Независимости Азербайджана), Партия Народного Фронта Азербайджана, Демократическая Партия Азербайджана, «Мусават», «Ана Вэтэн», Социал-демократическая партия и др.
Население Азербайджана
Среди кавказских стран Азербайджан является самой густонаселенной республикой. В настоящее время численность населения республики более 8,5 млн. человек, из них более 376,4 тыс. падает на долю Нахчыванской Автономной Республики. По статистическим данным 2006 года, на свет ежегодно появляется 148,946 тыс. младенцев, то есть 407 младенцев ежесуточно. Уровень рождаемости составляет 17 человек -на каждые 1000 человек. В 2006 году уровень естественного прироста населения достигал 11 человек в расчете на каждые 1000 человек.
Возрастная структура населения характеризуется следующим образом: средняя продолжительность жизни составляет 72 года, соответственно для мужчин и женщин — 69 и 75. Дети (младше 15 лет) составляют одну четвертую часть населения, а на долю работоспособной массы приходится 60 процентов. 49 процентов — это мужчины, 51 процент — женщины. 80 процентов населения страны живет в долинах и в равнинных местностях, где имеются благоприятные для сельского хозяйства условия и развитая система орошения, а также обширные промышленные центры. В
Азербайджане средняя плотность населения на каждый кв.км. составляет 97 человек. 51,6 процента (4,356 тыс.) населения проживает в городах. После столицы Азербайджана, города Баку, (1 873,6 тыс.) самыми крупными городами являются Гянджа (306,1 тыс.), Сумгайыт (294,4 тыс.), Мингячевир (95,3 тыс.), Нахчыван (76 тыс.), Ширван (73,7 тыс.), Шеки (56 тыс.) и Ханкенди (54,8 тыс.).
Этническая структура Азербайджана
Географическое расположение Азербайджана и космополитические традиции населения всегда привлекали сюда представителей различных этнических групп. Основную часть этнических групп составляют представители древних Кавказских народов. С этнической, психологической и культурологической точки зрения они являются родственными с азербайджанцами народами. С середины XIX века на территорию Азербайджана были переселены русские, а с 1828-го года -армяне.
В 1999 году, согласно результатам последней переписи населения, этническая структура населения выглядит следующим образом:
Азербайджанцы- 7,205,500 (90,6%), лезгины — 178,000 (2,2 %), русские — 141,700 (1,8%), армяне -120,700 (1,5%), талыши — 76,800 (1 %), аварцы — 50,900 (0,6%), турки(месхетинцы) -43,400 (0,5%), татары — 30,000 (0,4%), украинцы — 29,000 (0,4%), сахуры — 15,900 (0,2%), грузины — 14,900 (0,2%), курды — 13,100 (0.2), таты — 10,900 (0,13%), евреи — 8,900 (0,1%), удины — 4,200 (0,05%), другие национальности — 75,300 (0,12%).
Официальным языком Азербайджанской Республики является азербайджанский язык. Свободно владеют им в стране 99,2 процента всего населения. Среди носителей языка этот показатель составляет 99,8 процента.
Религии представленные в Азербайджане
Свобода вероисповедания нашла свое отражение в Конституции Азербайджана. В соответствии с ней государство отделено от религии и все религии равны перед законом. В стране нет официальной религии. Основную часть населения Азербайджана составляют мусульмане. Здесь нет разницы между шиитским и суннитскими течениями. Между тем, две трети населения считает себя шиитами, а одна треть причисляет себя к суннитам. В Азербайджане действует 5 русско-ортодоксальных, 3 грузинско-ортодоксальных, 1 армяно-григорианская церковь, 1 католическая церковь и 13 древних христианских церквей (некоторые из них «молоканские» церкви), а также 3 иудейские синагоги, 1 лютеранская церковь, 1 католическая церковь, 6 баптистских церквей, для сект Бахай и Харе Кришна предоставлено одно место для богослужения.
Примечание: Азербайджан является светским государством. До сих пор в Азербайджане объединение по религиозному признаку носит номинальный характер. Процентный показатель соблюдающих все религиозные обряды очень низок.///
Наука и образование в Азербайджане
Общее образование
В Азербайджане дети идут в школу обычно в возрасте 6 лет. До этого большинство из них посещает ясли или детский сад. Некоторые родители, готовя детей к учебе, отправляют их в действующие при детских садах и школах годичные начальные школы, где они в течение года проходят полную подготовку. После четырехгодичного начального образования, являющегося базовым образованием, они переходят в пятый класс. В период получения начального образования преподавание ведется одним педагогом, а в старших классах по каждому предмету предусмотрен отдельный преподаватель. В Азербайджане одиннадцатилетнее среднее образование, при достижении 17 лет школьники завершают полный школьный курс.
…
Общее образование в Азербайджане получают в средних и специализированных школах. Здесь важная роль принадлежит образовательным учреждениям. В Азербайджане действуют:
• дневные средние школы;
• вечерние (нерегулярные) средние школы;
• вечерние классы, работающие в дневных средних школах;
• нерегулярные группы;
• гимназии;
• лицеи;
• специализированные школы.
В средних школах образовательный процесс длится 11 лет. Среднее образование состоит из 3-х этапов:
начальное образование- I-IV классы;
основное образование-V-IХ классы;
среднее образование- Х- XI классы.
В средних школах образование ведется на азербайджанском, русском и частично на грузинском языках, а дополнительно, в качестве иностранных, преподается английский, французский, немецкий, арабский и фарсидский языки. Согласно Конституции Азербайджанской Республики, общее среднее образование является обязательным и бесплатным. Лицам, завершившим основное образование, выдаётся свидетельство, а лицам со средним образованием вручается аттестат. В настоящее время в 4559 средних школах (по данным 2005/06) обучаются 1 586 000 учащихся. Примерно в 225-ти специализированных школах и в 33-х гимназиях обучаются 85 000 детей. Кроме того, 20 образовательных учреждений (14 школ-интернатов, 5 городских и одна школа на дому) специализируются на обучении умственно и физически отсталых детей. Также действует 1761 государственное дошкольное учреждение, занимающееся воспитанием 110 000 детей. Кроме того, талантливые дети и подростки со средним образованием имеют возможность получить образование в средне-специализированных музыкальных школах (средняя музыкальная школа им. Бюль-Бюля, Бакинское хореографическое училище) и в школах искусств. В них обучение идет 11-12 лет.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование, являющееся важнейшей частью образовательной системы Азербайджана, просуществовало длительное время. Такая разновидность образования на : личных этапах служила обществу в подготовке целого ряда профессиональных работников. Пе: вые профессионально-технические училища были открыты в Шеки (1843), в Нахчыване (1879» г в Баку (1887). В Азербайджане в 1970-е и в 80-е годы профессиональное образование развивав . довольно широко. И в настоящее время сеть разветвлённых образовательных предприятий со молодежи условия для овладения средним профессиональным образованием. В профессиональна лицеях срок обучения составляет 3 года. Учащиеся, достигшие основного образовательного урс: ня (IX), наравне с профессией получают и среднее образование. Срок учебы в профессиона технических училищах — от одного до двух лет. Здесь учащиеся овладевают профессией и приобщаются к среднему образованию. Профессия выбирается учащимся добровольно. К обретаема училищах специальностям относятся плотничество, малярное, печатаное дело, электроника, г тиничное дело, сельское хозяйство и туризм. В настоящее время в Азербайджане действуют ‘. профессионально-технических училищ, из них 48 — профессиональные лицеи.
Высшее образование
Первое светское высшее учебное заведение Азербайджана — Бакинский Государственный университет (БГУ) был создан 15-го ноября 1919 года правительством Азербайджанской Демократической Республики. В период основания БГУ в этом учебном заведении было всего 40 преподавателей и 4 факультета.
С той поры университет прошел большой путь развития. В настоящее время на 16-ти его факультетах по 43-м специальностям бакалавра и 127-ми специальностям магистра обучаются 12 тысяч студентов. С периода основания университета здесь подготовлены 100 тысяч специалистов. В БГУ также прошли обучение 2 000 студентов из 50-и стран мира. Благодаря университету азербайджанская наука превратилась в неотъемлемую часть мировой науки, содействовал он и культурному развитию страны. Выпускниками этого университета являются известные всему миру ученые, писатели, поэты, государственные деятели. Ныне здесь трудится около 300 докторов и профессоров. Созданные когда-то в университете медицинский, исторический и философские факультеты позже были отделены от него и на их базе появились различные институты и университеты. В 1930-м году на базе медицинского факультета БГУ был основан Азербайджанский медицинский университет. До этого, в 1920-м году, был создан Азербайджанский индустриальный институт, состоящий из факультетов нефтяной индустрии, электроники, строительства и народного хозяйства. В недалеком прошлом в Азербайджанском индустриальном, известном в настоящее время как Азербайджанская Государственная нефтяная академия, были открыты новые факультеты. В 1921 году основана Бакинская музыкальная академия. В том же году был создан Азербайджанский Государственный педагогический университет. Кроме того, соответственно в 1930-м и в 1929-м годах родились Азербайджанская Государственная академия физкультуры и спорта и Азербайджанская сельскохозяйственная академия. Ныне в стране действуют специализированные учебные заведения: Азербайджанский технический университет, Азербайджанский университет языков, Бакинский Славянский университет, Азербайджанский Государственный университет культуры и искусства, Азербайджанский Государственный экономический университет, Национальная авиационная академия, Высшая Военная общевойсковая школа командиров, Бакинская Высшая морская академия, Бакинская полицейская академия, Академия национальной безопасности, Академия государственной пограничной службы и несколько частных высших учебных заведений.
Согласно статистике 2005 года среди населения старше 15-ти лет 764 человек в расчете на каждые 1000 человек имеют среднее или высшее образование. Уровень образованности составляет 98,8 процента, из них 99,5 процента — мужчины, 98,2 процента — женщины. Образование ведется по степеням бакалавра и магистра.
Развитие науки в Азербайджане
Памятники письменности в Азербайджане появились в глубокой древности. В одном из письменных источников периода Маннейского царства, древнейшего государственного образования на территории Южного Азербайджана (IX-VI вв.до н.э.), говорится: «Писец из Манны запишет сведения о переселенцах из Ми-дийских земель и земли Манны». Жители Северного Азербайджана начали пользоваться Албанским алфавитом в IV в. (находки археологов в Мингячеви-ре). Отношение к грамотным людям, а особенно к поэтам и ученым, всегда было глубоко уважительным. Быть образованным в различных науках и уметь выразить свое знание в изысканных и тонких стихах, считалось весьма престижным. С завоеванием арабами территории Азербайджана и последовавшим за ним принятием ислама здесь распространилась арабская письменность. Образованные люди
получили доступ к древним трактатам, переведенным и сохраненным арабскими учеными, что позволило им самим вносить свой вклад в дальнейшее развитие сокровищницы исламской культуры. Хатиб Табризи, выдающийся филолог XI в., и великий философ Абульгасан Бахманьяр, известный астроном Фазиль Фираэддин Ширвани, который создал наборы астрономических карт, и выдающийся средневековый архитектор Абубакр Аджеми Нахчывани — все они оставили своему народу бесценное научное наследие.
Низами Гянджеви и Хагани Ширвани, поэты XII века, оставили после себя гениальные, глубоко философские творения.
Насреддин Туей был самым выдающимся азербайджанским ученым XIII века. Его по-праву считают движущей силой развития науки и культуры в Азербайджане, что сыграло важнейшую роль в политической и административной жизни государства. В 1259 году он основал обсерваторию в Мараге, ставшую одним из важнейших центров научных исследований того времени. Эти исследования, опережавшие эпоху на века, были переведены на латинский язык и опубликованы в Европе.
В начале XIV века, в городе Тебризе, был основан так называемый Дом исцеления Дар-аш-Шафа, в котором был создан целый научный городок с комплексом образовательных, лечебных и научных учреждений, включавший в себя обсерваторию. В Дар-аш-Шафа находилась высшая школа университетского типа, где 6 000-7 000 студентов со всей Азии изучали естественные науки, философию, историю, медицину, астрономию и логику. В этот период обрели популярность труды Сеида Яхьи Бакуви по философии, истории, географии и астрономии, Абдурра-шида Бакуви по истории и географии, Фазлуллы Раши-даддина по медицине и истории, историков Мухаммеда Хинд^шаха Нахчывани^
Искандера Мунши и выдающегося азербайджанского поэта и философа Мухаммеда Физули. В конце ХУШ-начале XIX вв. Гаджи Зейналабдин Ширвани получил известность как ученый-географ.
В XIX в Азербайджан развивал принципы современной науки. Историк Аббас-Гулу Ага Бакиханов, философ Мирза Фатали
Ахундов, биолог-дарвинист Гасанбек Зардаби — вот лишь немногие из выдающихся ученых этого периода. Мирза Джафар Топчубашев, Мирза Казим-Бей и Мирза Шафи Вазех внесли огромный вклад в раз-витие востоковедения. После создания Го—эееного университета в Баку в 1919 году и других образовательных следовательских учреждений, ученые развернули широкую исследовательскую деятельность. ы, сформировавшие основу для научно-исследовательских центров. Ключевую роль среди них играло Общество исследования и изуче-: Азербайджана. После создания Общества в 1923 г., был проведен рацд структурных реформ. В 1925 году Общество было передано в веде-к Азербайджанского Правительства. В 1929 году его реорганизовали еименовали в Азербайджанский Научно-Исследовательский ’1-:;7;гт\т. но в 1932 году был основан Азербайджанский Отдел в Закав-*.^.:ском филиале Академии Наук СССР. В 1935 году этот отдел стал юайджанским Филиалом АН СССР.
Во время Второй мировой войны азербайджанские ученые во главе с Юсифом Мамедалиевым сделали несколько важных открытий, которые легли в основу создания новых видов горючего и взрывчатых веществ для нужд армии. За эти открытия Юсиф Мамедалиев был удостоен Сталинской премии, высшей награды бывшего СССР. Декретом Совета Народных Коммиссаров СССР от 1945 года филиал был преобразован в Академию Наук Азербайджанской ССР. Чуть позже, в марте того же года, Академия Наук Азербайджана созвала свое Общее собрание, которое избрало первым президентом академии выдающегося ученого-медика Мирасадуллу Миркасимова. В последующие годы президентами академии были Ю.Мамедалиев (1947-1950, 1958-1961 .. М.Алиев (1950-1958), З.Халилов (1961-1967), Г.Исмаилов (1967-1970), Г.Абдул-лаев (1970-1983), Э.Салаев (1983-19971. Ф.Магсудов (1997-2000). Последние выборы действительных членов и членов-корреспондентов, также президента Академии Наук были проведены в 2007 году и Махмуд Керимов во второй раз стал президентом НАНА. Он занял этот пост с 2001 года.
Национальная Академия Наук Азербайджана (НАНА) — основное научное объединение республики. Она играет важнейшую роль в изучении и разработке природных ресурсов Азербайджана, в экономическом и культурном развитии страны. В академии 6 отделений: физико-. математических и технических наук; химических наук; наук о Земле; биологических наук; общественных наук; языкознания, литературы и искусств. В свою очередь, в каждое отделение входят различные исследовательские учреждения, находящиеся в его ведении. В системе Академии Наук работают 34 научно-исследовательских центра и 30 институтов, три региональных исследовательских центра, 10 конструкторских бюро и два опытных завода. Академия Наук играет ведущую роль в республике в проведении фундаментальных исследований, разработке новых технологий и методов и подготовке высококвалифицированных экспертов. Некоторые из исследований, проведенных Академией, имели международное значение. Среди них — работы в сфере физики твердых тел и полупроводников, математики и механики, петрохимии, нефтепереработки, геологии земной коры, научных основ повышения эффективности пахотных и животноводческих хозяйств.
Сегодня азербайджанские ученые ведут научную и педагогическую работу в разных странах мира. Самый известный среди них — профессор Лютфи Заде (Лютфи Рагим оглу Алескерзаде), создатель теории нечеткой (г\122у) логики и нестандартных чисел. Деятельность ряда промышленных и электронных компаний, так же как и космических центров НАСА и НАТО, основана на этой теории. Профессор Лютфи Заде — пожизненно почетный профессор Калифорнийского университета в Беркли, где он возглавляет институт компьютерного программного обеспечения.
После восстановления государственной независимости Азербайджана Академия Наук прилагает немало усилий для укрепления своих международных связей. В настоящее время осуществляются совместные исследовательские проекты с учеными из США, Японии, Франции, Нидерландов. Израиля, Швейцарии, Великобритании, Норвегии, Германии, Пакистана, Турции, Ирана и других стран. Постановлением Президента Азербайджанской Республики, Академии Наук страны в 2001 году был присвоен статус Национальной и она стала называться Национальной Академией Наук Азербайджана.
…
Обеспечение правопорядка в Азербайджане
Юридическая система
Юридическую систему Азербайджана определяет закон. Она базируется на Гражданском или Римском праве, решения судов не формируют источник закона.
Согласно Конституции Азербайджанской Республики законодательная система состоит из: Конституции непосредственно;
• актов, принятых референдумом;
• законов;
• указов;
• постановлений Кабинета Мминистров Азербайджанской Республики;
• нормативных актов центральных исполнительных органов власти.
Вышеперечисленное — не просто иерархия, а система, основанная на соответствующих юридических документах или совокупности нормативных актов. Нормативный акт ниже по списку, вряд ли будет преобладать над вышестоящим.
Конституция Азербайджанской Республики была принята 12 ноября 1995 года путем референдума и вступила в силу 27 ноября 1995 года. Она имеет высшую юридическую силу на территории республики и исполняется беспрекословно. Это — основа законодательной системы республики.
Использование и исполнение всех нормативных актов обязательны только после их публикации. Ни акты, принятые референдумом, ни другие законодательные акты не должны противоречить Конс-•титуции. Никакой нормативный акт, указанный выше в списке, не должен противоречить нормативному акту, названному до него.
По любому вопросу, связанному с интересами народа, может быть проведен референдум. Конституция может быть принята или исправлена, может быть изменена в пределах законодательства только путем референдума.
Законы принимаются Милли Меджлисом и представляются президенту для подписания в течение 14 дней со дня их принятия. Президент подписывает законы в течение 56 дней после их представления. Если у президента есть возражения, он может возвратить его Милли Меджлису в пределах указанного срока, не подписав его, вместе со своими комментариями. В случае, если президент не подписывает конституционные законы, они не вступают в силу.
Депутаты Милли Меджлиса, Президент республики, Верховный Суд, Республиканская Прокуратура и Милли Меджлис Нахчыванской Автономной Республики обладают правом представления законопроектов на рассмотрение Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
Указы президента издаются на основании и в целях изложения законов, для установления общих правил. Правительственные постановления принимаются в контексте президентских указов для регулирования различных экономических, социальных, государственных и других решений.
Что касается международного права, то в Конституции говорится, что международные соглашения, в которых Азербайджанская Республика является одной из сторон, составляют неотъемлемую часть законодательной системы республики. Всякий раз, когда имеются расхождения между нормативно-правовыми актами законодательной системы Азербайджанской Республики (кроме Конституции Азербайджанской Республики и актов, принятых референдумом) и международными соглашениями, в которых Азербайджанская Республика выступает одной из сторон, условия международных соглашений должны доминировать. Таким образом, нормы международного права, которые противоречат Конституции и актам, принятым референдумом, не считаются действительными на территории республики.
Министерства и государственные учреждения имеют право на законотворчество в ограниченных сферах социальных отношений и выпускают свои собственные нормативные акты.
Судебная система Азербайджана
Азербайджан имеет сложную судебную систему, состоящую из трех звеньев и включающую суды общей юрисдикции, экономические суды, военные суды и суды по тяжким преступлениям. Любое решение, принятое судом первой инстанции, можно обжаловать в Апелляционном Суде. Жалоба на решение Апелляционного Суда может быть подана в Верховный Суд, который является высшей судебной инстанцией страны. Судьи судебных органов назначаются президентом страны из числа кандидатов, которые успешно прошли двухступенчатый профессиональный экзамен.
Коммерческие споры решаются в Экономическом Суде, состоящем из общих экономических судов и экономических судов для решения споров, возникающих из международных контрактов. Существует Специализированная комиссия по решению споров в Верховном Суде Азербайджанской Республики.
В Азербайджане также действует Конституционный Суд, который уполномочен контролировать соответствие законов Конституции, регулирование споров между органами власти, запрет на политические партии и организации. В настоящее время Азербайджан собирается внести поправки в законодательство с целью позволить гражданам непосредственно обращаться в Конституционный Суд. Ныне это право предоставлено лишь избранным государственным органам.
Правоохранительные органы
Полиция Азербайджана призвана защищать жизнь и здоровье граждан, а также их права и независимость, имущество и юридический статус. Она работает, основываясь на уважении к правам человека и их независимости, законности, а также на человеческих ценностях.
Основные цели полиции:
• Охрана общественного порядка и условий безопасности;
• Установление личности и задержание преступников;
• Обеспечение безопасности движения.
Целые области полицейской системы, включая реорганизацию и назначения, управляются правилами, установленными соответствующими исполнительными органами Азербайджанской Республики. Полиция возглавляется Министерством внутренних дел, которое имеет ведомства во всех регионах республики. Министр внутренних дел и его заместители назначаются Президентом республики. Местными полицейскими управлениями командуют начальники полиции. Они действуют через местные отделы полиции и местных участковых уполномоченных. Администрация и местные органы власти помогают полиции в исполнении их обязанностей.
В полиции Азербайджана 23 000 полицейских. Дорожная полиция обычно регулирует движе-В&О ние. Полицейские, находящиеся в постоянном контакте с общественностью, обеспечивают безо-~~ пасность дорожного движения. Они патрулируют улицы пешком или на автомобилях, дают советы и разбираются с нарушениями порядка.
Каждый год, 2 июля — день формирования полиции в Азербайджане — празднуется как День полиции.
Обычно сотрудники полиции в форме имеют при себе дубинки, чтобы защититься против насилия. Огнестрельное оружие выдается только особо обученным полицейским и только с разрешения высокопоставленных чиновников. Полицейский может использовать огнестрельное оружие как последнее средство, при условии, если другие средства не дали эффекта и если опасный преступник представляет угрозу. Полицейский может открыть огонь, прибегнув к этому как к последнему выходу из ситуации, в случае, если его жизнь и жизнь других людей находится в опасности.
Полицейские, имеющие при себе оружие, ответственны за решение открывать огонь. Каждый случай применения силы и стрельбы должен быть оперативно проверен в соответствующем полицейском управлении и прокомментирован. Полицейский несет судебную ответственность за незаконную стрельбу и может понести наказание согласно законодательству Азербайджанской Республики.
В Баку система вооруженных аварийных транспортных средств, патрульные автомобили с закрепленным оружием обеспечивают немедленную реакцию на инцидент с огнестрельным оружием. В прошлом в регионах, где действовали вооруженные банды, полицейские носили при себе огнестрельное оружие как средство личной защиты.
Международные отношения Азербайджана
Дипломатические отношения
После восстановления Азербайджанской Республикой своей независимости целый ряд стран признал ее. Турция среди них была первой. В целом для Азербайджана очень важно занять свое место в системе международных отношений, войти в сотрудничество с ведущими державами мира и международными организациями, участвовать в формировании мировой политики.
Внешняя политика Азербайджана ориентирована на укрепление его суверенитета, а также на ускорение экономического развития. Азербайджан также стремится развивать отношения с Турцией, США и Западной Европой, не прерывая отношения с Россией и Ираном. Правительство Азербайджана определило несколько проблем, которые в настоящее время являются основными направлениями внешней политики: урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта и ликвидация последствий войны, в первую очередь, решение проблем беженцев; развитие доброжелательных отношений с соседними странами и развитие Евразийского транспортного коридора; стимулирование стабильности в области; предотвращение поставки оружия и установление безъядерной зоны на Южном Кавказе; интеграция в Европейские и Трансатлантические организации по безопасности и сотрудничеству, включая НАТО и Европейский союз (ЕС).
Для выполнения всех указанных задач Азербайджану удалось установить дипломатические отношения ° ^ странами. Имеются консульские отношения со всеми странами-участниками Венского Соглашения. Кроме этого, до настоящего времени в Азербайджане действуют 94 иностранных посольств. Тридцать шесть из них находятся непосредственно в Баку, а остальные аккредитованы в Анкаре, Москве, Тегера-не и т.д. Азербайджан, в свою очередь, имеет за границей страны до 37 посольств, 8 консульств и 4 постоянных представительств.
Международные организации
Сотрудничество в рамках международных организации является одним из самых существенных руководящих принципов внешней политики Азербайджана. После обретения независимости он вошел в ряд международных организаций, таких, как ОИК (Организация Исламской Конференции -1991 год), ООН (Организация Объединенных Наций — 1992 год) и ОБСЕ (1992 год). Кроме того, Азербайджан — член более 20 экономических организаций ООН, включая ЭСКАТО (Экономическая и Социальная Комиссия ООН для Азии и Тихого Океана), ООНПР (Организация Объединенных Наций по Промышленному Развитию), ЮНКТАД (Конференция ООН по Торговле и Развитию), ЕЭК (Европейская Экономическая Комиссия ООН) , ММО (Международная Морская Организация), ВБ (Группа Всемирного Банка, включая Международную Ассоциацию Развития и Международную Корпорацию Финансов), МВФ (Международный -Валютный Фонд), имеет статус наблюдателя во ВТО (Всемирная Торговая Организация), а также яшмется членом ЕБРР (Европейский Банк Реконструкции и Развития), ИБР (Исламского Банка Развития), товарищества и сотрудничества с Европейским Союзом и АБР (Азиатским Банком Развития). Существуют соглашения и с другими такими же организациями, которые помогают стране в проведении реформ и в развитии экономики.
Азербайджан также активно сотрудничает на региональном уровне как член таких организаций, как СНГ (Содружество Независимых Государств), ОЧЭС (Организация Черноморского Экономического Сотрудничества), ОЭС (Организация Экономического Сотрудничества, которая включает Турцию,’Иран, Пакистан, Азербайджан, пять Центрально-азиатских республик и Афганистан) и ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова). Процесс интеграции Азербайджана в Европу идет интенсивными темпами, сравнительно недавно он стаи членом (2001 год) Совета Европы.
Международные региональные проекты
Азербайджан участвует во многих международных проектах, жизненно важных не только для региона, но и всего международного сообщества. Эти проекты носят в основном экономический характер и содействуют глобальному развитию. Они также играют большую роль в интеграции Азербайджана в Европу. Основными проектами являются следующие:
ТКАСЕСА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия). В сентябре 1998 года представители 14 стран подписали Бакинскую Декларацию, проголосовав таким образом за восстановление Великого Шелкового пути. Проект предполагает всестороннее развитие транспортных и коммуникационных инфраструктур (железнодорожные пути, автодороги, морские маршруты, телекоммуникации), тесно соединяющих все страны региона. Помимо международных проектов, есть такие, как транспортный коридор Север-Юг — 2002 год, ЭСКАТО (Экономическая и Социальная Комиссия ООН для Азии и Тихого Океана — 1998 год), СПЭЦА (Специальная Программа для Экономик Центральной Азии — 2002 год), в которых Азербайджан также участвует.
Так как Азербайджан богат природными ресурсами (в первую очередь, нефтью и газом), естественно, по некоторым проектам нефть транспортируется по территории страны. Есть несколько маршрутов экспорта: западный Баку-Супса в Грузии и северный — через Новороссийск в России.
Однако экспортные маршруты основных объемов нефти, ведущие на международные рынки, про-Я ходят через регион Каспийского моря. В ноябре 1999 года был одобрен проект, известный под названием БТД (Баку-Тбилиси-Джейхан). Это было результатом межправительственных соглашений ведущих держав, подписанных во время саммита ОБСЕ в Стамбуле. Проектная стоимость БТД составляла 3 миллиарда долларов, он предназначался для потребителей из Азербайджана и Казахстана и для других региональных заготовителей. Нефтепровод БТД доставляет сырую азербайджанскую нефть через Грузию в Турцию, а оттуда — на международные рынки, тем самым создавая условия для использования довольно больших энергетических запасов Каспийского моря. Преодолевая 1768 км, БТД способен ежесуточно пропускать около 1 млн. баррелей нефти (в год он может прокачивать до 50 млн. тонн каспийской нефти) из разведанных на Каспийском море месторождений «Азери», «Чыраг» и глубоководного месторождения Тюняшли». Наполнение нефтяного трубопровода БТД началось 25 мая 2005 года в Сангачальском терминале Азербайджана, а первый экспорт нефти состоялся 28 мая 2006 года. С учетом ожидаемого увеличения потребностей нефти к 2030 году на 60 процентов, интерес к трубопроводу БТД на международном уровне очень высок. Это — проект мирового значения и одна из смелых технических попыток нового тысячелетия. Протяженность нефтепровода БТД равна расстоянию от Нью-Йорка до Майами в США, или от Лондона до южной Испании в Европе.
После открытия гигантского месторождения газа и конденсата «Шахдениз» в азербайджанском секторе Каспийского моря, Азербайджан стал готовиться к осуществлению нового проекта — газопровода БТЭ (Баку-Тбилиси-Эрзурум). Для удовлетворения на длительный срок потребностей Турции, из азербайджанского сектора Каспия, с газового месторождения «Шахдениз», посредством Грузии по трубопроводу транспортируется газ. Первая транспортировка газа началась в декабре 2006 года. «Шахдениз» это самое большое газовое месторождение, после выявленного в 1970-х гг. в Прудхоу-Бей, в штате Аляска. И он — второй по объему. Его можно сравнить только с месторождением Кир Кабира в Иране, открытым в последние пять лет.