Новруз — самый древний праздник в Азербайджане. Он символизирует возрождение природы и наступление весны, отмечается в день весеннего равноденствия, приходящийся в Северном полушарии на 21-22 марта. В канун праздника люди обычно приводят в порядок свои дворы и дома, сажают растения. Новруз встречают приготовлением различных праздничных деликатесов (гогала, кульчи, фасали, пахлавы, шекербуры). На столе обязательны плов, крашеные яйца, подносы со свечами, сухофруктами и орехами. И конечно, семени (ростки пшеничных зерен). Во дворах разводят костры. В этот день поминают усопших, мирятся поссорившиеся, родственники ходят друг к другу в гости и посылают подарки. Ашуги (народные певцы-сказители) встречают весну песнями и народным танцем яллы. Молодые люди устраивают скачки, борцовские турниры. Все танцуют, веселятся вместе с театрализованными героями этих празднеств Ахишта, Бановша и Коса. В последний вторник до праздника (чершен-бе поню) и накануне сельские жители отмечают приближение Новруза. Наносят визиты к тем, кто носит траур и не сможет отметить праздник, преподносят им семени, хончу — поднос с праздничными дарами. Семени, без которого не обходится Новруз, означает пожелание азербайджанцев, чтобы новый сельскохозяйственный сезон принес изобилие. Семени — украшение праздничного стола, символ изобилия и весенного цветения. За четыре недели до праздника азербайджанцы каждый вторник начинают демонстрировать свою веру в солнце и огонь разжиганием костров, песнями и танцами. Семени халва — вкуснейший деликатес, изготовляемый из пшеничных зерен.
Рамазан
Согласно заповедям ислама, в месяц Рамазан мусульмане исполняют одну из пяти основных заповедей своей веры — постятся. Пост в Рамазан — обряд, исполняемый с 623 года н.э., считается одной из священных обязанностей, налагаемых Аллахом на каждого мусульманина.
Согласно Корану, поститься следует каждый день с восхода до заката солнца. Пост является проявлением любви к Богу, а также демонстрирует стойкость перед лицом лишений, поскольку все люди равны перед Богом. Все мусульмане, за исключением детей, больных, беременных женщин, душевнобольных и находящихся в пути, должны поститься. Пост заканчивается праздником Рамазан. В праздничный день ранним утром совершается праздничный намаз. В этот день исполняется специальный праздничный религиозный ритуал, бедным раздается пища. Верующие считают, что по Божьему велению, Коран был открыт Архангелом Джабраилом (Гавриилом) Пророку Мухаммеду в месяц Рамазан.
Праздник жертвоприношения (Гурбан байрамы)
Он отмечается с 623 года н.э. в десятый день месяца Зильхиджа исламского календаря Хиджра. Мусульмане, совершающие паломничество в Мекку, традиционно придерживаются религиозныех ритуалов, молятся, делают жертвоприношения. Однако и те, кто не совершают паломничество в Мекку, делают жертвоприношения, исполняя свой религиозный долг. В день праздника, который объявляется выходным в большинстве исламских стран, в том числе и в Азербайджане, исполняют специальные священные ритуалы и приносят в жертву только здоровых животных. День начинается в домах людей или в мечетях с совершением праздничного намаза. Корни этого религиозного праздника восходят к притче об Аврааме, собиравшемся без колебаний принести в жертву своего сына, но Бог пожалел его и прислал ему ягненка из рая.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ НОВРУЗ ЧЕРШЕНБЕ
Азербайджанцы называют последний месяц зимы (с 22 февраля по 22 марта) «серым месяцем». Причина — переменчивая, пасмурная погода. Среды в этом месяце называют по именам четырех стихий — земли, воздуха, огня и воды. Среда (чершенбе) перед Новрузом связана с древними верованиями, тюркской мифологией и зороастризмом. По распространенному суеверию, поминание стихий по средам помогало людям в работе в течение всего года. Каждую среду одна из стихий материализовывалась и люди совершали церемонии и накрывали праздничный стол в их честь.
Су Чершенбе (среда на воде) — согласно древним верованиям, вода при наступлении нового года имеет освежающее действие. В этот день все идут к источнику и совершают омовение лица и рук свежей водой, обливают друг друга водой, прыгают через воду, загадывая желание — оставить все проблемы и болезни в прошлом.
В водную среду, которая считается залогом здоровья, исполняются различные ритуалы, связанные с водой,
люди поют песни и чистят пруды и канавы. Считается, что вода, выпитая в этот день рано утром, имеет целебную силу.
Од Чершенбе (среда на огне) — праздник возник из тюркской мифологии и зороастризма. Считается, что чем больше люди любят солнце и тепло, тем теплее погода и тем больше радости она принесет им. В зороастрийской вере тепло связывают с пнем срубленного дерева. В старые времена в Азербайджане, часто называемым Землей Огня (Страной Огней), азербайджанцы праздновали Шахривар, Садда, Азеркан и Азер — праздники в честь огня.
Ел Чершенбе (среда на воздухе) — считается, что в этот день ветер (воздух) просыпается и начинает бродить по миру, чтобы разбудить воду и огонь. Теплый ветер в этот день считается знаком приближающейся весны. Ветер, меняющий направление, означает, что воздух становится чище. В древней тюркской мифологии были четыре антропоморфных вида ветра, символизирующие Божью милость или гнев: белый ветер (в белом), черный ветер (в черном), Хазри (в синем) и Гил авар (в красном). В священных книгах — Коране, Авесте (Зороастрийское писание) и Библии ветры описываются как богини и боги. И даже сегодня в нашем фольклоре множество ритуалов и песен, связанных с ветрами.
Торпаг Чершенбе (среда на земле) или Ахыр Чершенбе (последная среда) — в азербайджанском народе сохранилось верование, что с пробуждением четвертой и последней природной стихии, остальные становятся сильнее и меняют форму, охраняя людей от трудностей и бедности. Земля, которая считается священной, с древних времен воспринимается как источник возникновения человека и место его последнего упокоения. В этот день исполняются различные ритуалы и люди выходят в поле для праздничного пира и веселья, а также чистят и убирают свои огороды.