Примитивные культурные артефакты, найденные при археологических раскопках на территории Азербайджана, подтверждают древность музыкальных традиций страны. По утверждению специалистов, рисунки некоторых музыкальных инструментов (в частности, духовых инструментов бута и чанга) изображены на керамических сосудах VI века до н.э., найденных в азербайджанском городе Джилгамыш. Археологи считают, что некоторые другие находки и образцы древних музыкальных инструментов, как среди сохранившихся, так и поврежденных, датируются IV-III тысячелетиями до н.э. Образцы, найденные на территории современного Азербайджана (II-I тысячелетия до н.э), в
городах Уджар, Агстафа, Мингячевир, Барда, Габала и Масаллы, подтверждают, что у азербайджанского народа с древних времен существовала инструментальная музыкальная культура. Всего в этих местах было найдено 88 музыкальных инструментов, из них 32 струнных, 23 духовых, 16 ударных и 17 — других.
Самый древний музыкальный инструмент Азербайджана — гавалдаш, сделанный из двух больших камней, найден в Гобустане, доисторическом поселении недалеко от Баку. Датируемый Каменным веком, он представляет собой два куска плоского известняка, балансирующих на двух каменных столбах. Это пример раннего ударного инструмента. Считается, что древние люди Гобус-тана играли на этом инструменте во время ритуальных танцев.
Сладкозвучие ряда азербайджанских музыкальных инструментов восхищают современных любителей музыки. Среди самых распространенных инструментов — тар, кяманча, саз, уд и ганун (струнные инструменты), балабан, тутек, зурна и ней (духовые инструменты), а также нагара, гошанагара, гавал, деф и думбек (ударные инструменты).
Нагара (барабан) — народный музыкальный инструмент. Он упоминается в эпосе «Деде Горгуд» (VII век н.э.) и состоит из
цилиндрической рамы с двумя поверхностями, покрытыми козьей кожей. Барабаны бывают большого, среднего и малого размеров. Диаметр барабана среднего размера — 330-360 мм. На большом барабане играют большими палочками, в то время как на среднем и малом барабанах играют либо палочками, либо руками. Барабан используется и как сольный инструмент и как аккомпаниатор.
Гошанагара (двойной барабан) — древний ударный инструмент, состоящий из двух барабанов разного размера, покрытых козьей кожей и соединенных друг с другом. На нем играют палочками. Размеры гошанагара могут отличатся, но, как правило, высота двух частей инструмента одинакова и равна 300-330 мм. Диаметр одной из них равен 240-280 мм, а другой — 110-140 мм.
Гавал
Гавал принадлежит к группе односторонних ударных инструментов. Гавал (тамбурин) — древний ударный инструмент,
изображенный или описанный в произведениях средневековых азербайджанских художников и поэтов. Гавал , был включен в качестве ведущего инструмента в Оркестр традиционных инструментов, основанный азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым, который первым сочинил партии для этого инструмента. В наши дни гавал играет важную роль в ансамблях и оркестрах, состоящих из традиционных инструментов. Инструмент располагает широкими исполнительскими возможностями, поскольку на нем можно исполнять трель, тремоло, мордент и другие музыкальные элементы. Гавал — обязательный участник мугамного трио (музыкальной группы, состоящей из вокала, тара и ке-манчи). Инструмент широко распространен в странах Среднего и Ближнего Востока.
Цилиндрическая рама гавала имеет высоту 60-75 мм и диаметр 340-450 мм. Инструмент делают из орехового дерева, а к внутренней стороне рамы, в вдоль периметра, крепят 60-70 маленьких медных колец. На круглую раму натянута кожа осетра, продубленная особым образом. Тонкость и прозрачность рыбьей кожи делает звучание инструмента особенно приятным. Во время игры исполнитель держит гавал в руках и бьет по нему пальцами. Иногда по гавалу бьют и всей ладонью.
Ней
Зурна (вид флейты) — древний духовой инструмент, широко распространенный в Азербайджане. На Ближнем
Востоке и Кавказе встречаются разные виды зурны. Четыре разных типа инструмента, сделанных из оленьего рога, были найдены во время археологических раскопок на месте одного из древних поселений в Мингячевире. Как говорят исследователи, этим инструментам около 3000 лет. Зурну обычно делают из абрикосового, орехового или шелковичного дерева. Диаметр верхней части инструмента — 20 мм, нижней части — 60 мм. Длина зурны — 302-317 мм. На передней его части имеется семь отверстий. Исполнитель воспроизводит звучание путем выдувания воздуха через мундштук. Воздух проходит через мундштук, штифт и заглушку и входит в корпус инструмента. Исполнитель играет, открывая и закрывая отверстия. Есть различные виды зурны, например, гаразурна и джуразурна. В некоторых районах Азербайджана свадебные церемонии и борцовские турниры обычно проводятся в сопровождении зурны.
Балабан — духовой инструмент. Его изготавливают из орешника, тутовника, орехового или абрикосового
дерева. На цилиндрическом корпусе инструмента длиной 280-300 мм восемь отверстий — семь спереди и один сзади. Плоский мундштук, изготовляемый из тростника, крепится к верхней части корпуса. У балабана мягкое, печальное звучание. Инструмент используется и как сольный инструмент, и в ансамблях.
КеманчаНей — древний духовой инструмент, широко и распространенный и в Иране, и в Средней Азии. Его обычно делают из тростника, а иногда и из бронзы. Инструмент длиной 60-70 мм имеет шесть или девять отверстий на трубковидном корпусе. Некоторые музыканты рассматривают ней как прообраз современной флейты.
Кеманча — смычковый инструмент, подобен скрипке. Его изготавливают из орехового, абрикосового или шелковичного дерева. Он состоит из овальной деревянной крышки, круглого грифа и верхушки, называемой «ашиглар», а также металлической подставки «шиш». Длина инструмента — 700-800 мм. У кеманчи четыре струны, хотя в прошлом струн было от одной до трех. Звучит кеманча мягко и грустно. Инструмент используется и для сольного исполнения, и в ансамбле.
Кеманча — ведущий элемент мугамного трио.
По своим техническим и динамическим возможностям современный тар считается наиболее совершенным азербайджанским струнным инструментом. Родина тара — Восток, он упоминается в произведениях средневековых поэтов Гатрана Тебризи (XII век), Фи-зули (XVI век) и других. До середины XIX века тар был пятиструнным и имел ограниченные возможности. В XX веке Садыгд-жан (1846-1902), выдающийся азербайджанский исполнитель, разработал улучшенный вид тара.
Тар
Тар был и остается главным инструментом мугамного трио (тар, кеманча, гавал) и по сей день продолжает играть значительную роль в развитии искусства мугама.
Конструкция и форма тара отличается
от других струнных инструментов. Он состоит из трех основных частей: деки, грифа и головки. Дека делается из шелковичного дерева, а гриф и головка — из орехового дерева. Общая длина инструмента — 850 мм. Дека имеет длину 165 мм и ширину 185 мм.
На грифе расположено 22 лада. Дека покрыта пленкой из оболочки коровьего сердца. У инструмента 11 струн различной толщины. Играют на таре с помощью медиатора из эбонита или кости. Тар держат горизонтально, на уровне груди. Его корпус прижимается к груди исполнителя правым запястьем. Гриф держат левой рукой. Исполнитель держит медиатор в правой руке и нажимает на лады пальцами левой.
СазСаз также относится к струнным музыкальным инструментам, на котором играют с помощью мизраба. Все струнные инструменты тюркских народов в средние времена назывались сазом. Происхождение саза связано с го-пузом (название саза до XV века), ситаром и дутаром. Инструмент представляет собой грушеобразную деку, длинный гриф и головку. В верхней части деки и на обечайке имеются маленькие отверстия. Существуют три вида сазов: малый саз (длиной 600-700 мм), средний саз (900-1000 мм длиной) и большой саз (длиной 1200-1500 мм). Струны — металлические, распространены 8-10-струнные сазы. Основная мелодия играется на струне с высоким звуком (сопрано). В наше время саз используется в ансамблях и фольклорных группах.
Канон Уд