Баку

Баку

Памятник общенациональному лидеру Гейдару Алиеву (The monument of the Nationwide Leader Heydar Aliyev)

Read More
Баку

Баку

"Девичья" башня. Загадка древних на подступах к İçəri şəhər — внутренний город ("Maiden" tower. Riddle ancient on approaches to İçəri şə hər — the internal city)

Read More
Баку

Баку

Национальный музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви (National Azerbaijan Literature Museum named ofter Nizami Ganjavi)

Read More
Карабах

Карабах

Северо-западная часть Кура-Аразинской низменности - Ущелье Тертерчай (Northwest part of the Chicken Arazinsky lowland - Terterchay rift)

Read More
Шуша

Шуша

Шушинская крепость. Гянджинские ворота (Shusha fortress/ Ganja gates)

Read More
Ширван

Ширван

Ширванский Национальный парк - Фламинго (Greater flamingo/ Shirvan National Park)

Read More
Шеки

Шеки

Дворец Шекинских ханов (Shaki Khan polace)

Read More
Джульфа

Джульфа

Гора Иландаг – визитная карточка Нахичевани (Gore Ilandag – the card of Nakhichevan)

Read More
Абшерон

Абшерон

Наскальные рисунки Гобустанана (Gobustan petroglyphs)

Read More
Гянджа

Гянджа

Ворота Шушинской крепости, обращённые в сторону города Гянджи (The gate of the Shushinsky fortress turned towards the city of Gandzha)

Read More
Лянкяран

Лянкяран

Жемчужина Лянкярана – Ханбуланчайское водохранилище (Lyankyaran's pearl – Xanbulanchay water reservoir)

Read More
Баку

Баку

Концертно-банкетный комплекс Премиум класса – “Бута Палас” (So “Buta Palace” is a banquet complex of Premium class)

Read More
Баку

Баку

Станция Бакинского метрополитена "Ичеришехер" ("Icherisheher" metro station)

Read More
Баку

Баку

Фонтан в Губернаторском саду (Fountain in the Governor`s garden)

Read More
Баку

Баку

Международный центр Мугама (International Mugham Centre)

Read More
Баку

Баку

Бакинская государственная Академия имени У. Гаджибекова (Baku Musik Akademy named ofter U. Hajibeyov)

Read More
Баку

Баку

Площадь Азнефти (Azneft square)

Read More
Баку

Баку

"Исмаиллие"- дворец построенный азербайджанским нефтепромышленником Мусой Нагиевым в честь сына Исмаила.

Read More
 
Молла Насреддин

Первая газета в Азербайджане и журнал «Молла Насреддин»

kolon-v

Национальная пресса в Азербайджане возникла в середине XIX века. Это было важным событием в общественной жизни страны.

Гасан бей Зардаби (1842-1907) Известный азербайджанский издатель, основатель профессионального театра. По его инициативе и под его редакцией 22 июля 1875 г. начала издаваться газета "Экинчи", положившая начало азербайджанской печати.

Гасан бей Зардаби (1842-1907)
Известный азербайджанский издатель, основатель профессионального театра. По его инициативе и под его редакцией 22 июля 1875 г. начала издаваться газета «Экинчи», положившая начало азербайджанской печати.

Первой национальной газетой на азербайджанском была «Экинчи» («Пахарь»), первый номер которой вышел в свет 22 июля 1875 года. Издателем, редактором и корректором пионера азербайджанской печати — газеты «Экинчи» был Гасан бей Зардаби (1842-1907), один из основателей национального просветительского движения. М.Ф.Ахундов, С.А.Ширвани, Н.Везиров, Аскер Горани и другие пропагандировали в газете идеи просвещения и демократии, оказывая таким образом влияние на формирование социальных, политических и художественных взглядов общества.
«Экинчи» выходил в Баку, с периодичностью раз в две недели с 1875 по 1877 год. Газета, представлявшая собой трибуну для распространения демократических идей, публиковала материалы о достижениях в областях науки, просвещения, культуры, литературы и искусства и заявляла о необходимости перемен в системе образования. Важнейшими достижениями газеты были близость ее языка к народному, простота и точность стиля. Способствуя продвижению науки и культуры в народные массы, «Экинчи» первым начал бороться за равноправие и образование женщин.

Первое издание газеты "Экинчи"

Первое издание газеты «Экинчи»

Газета жестко критиковала суеверия и отсталость. На ее страницах публиковались научно-популярные статьи о сельском хозяйстве и естественных науках. Распространялась она в Грузии, Дагестане, Узбекистане и других уголках Российской империи. Основными принципами национальной печати, которые «Экинчи» декларировала, были просвещение, модернизация, продвижение национальных интересов, единство национальных и общечеловеческих ценностей и связь литературного языка с разговорным. Не случайно 22 июля, день выхода в свет первого номера «Экинчи», в Азербайджане ежегодно отмечается как День национальной печати Азербайджана.
Позже традиции «Экинчи» продолжали газеты «Зияе Гафгазие», «Кешкуль», «Шарш Рус», «Дабис-тан», «Хаят», «Фиюзат», «Каспи» и «Азербайджан» — все они достигли в своей работе международных стандартов.
Сегодня в Азербайджане — около 650 средств массовой информации — газет, журналов, информационных агентств, теле- и радиокомпаний.

«Молла Насреддин»

Молла Насреддин Молла Насреддин Молла Насреддин

Джалил Мамедгулизаде (Мирза Джалил) (1866-1932) Мирза Джалил оказал значи-| тельное влияние как на общественную жизнь, так и на литературу Азербайджана. Его литературная деятельность оставила глубокий след не только в Азербайджане, но и в жизни народов Ближнего и Среднего Востока. Мирза Джалил был основателем жанра сатирической журналистики на Ближнем Востоке и журнала "Молла Насреддин", первый номер которого вышел в свет 7 апреля 1906 года. Его демократические и либеральные взгляды создали журналу хорошую репутацию и в стране и на международной арене. "Молла Насреддин" имел широкий круг читателей в России, Иране, Египте, Индии и Турции.

Джалил Мамедгулизаде (Мирза Джалил) (1866-1932)
Мирза Джалил оказал значи-| тельное влияние как на общественную жизнь, так и на литературу Азербайджана. Его литературная деятельность оставила глубокий след не только в Азербайджане, но и в жизни народов Ближнего и Среднего Востока. Мирза Джалил был основателем жанра сатирической журналистики на Ближнем Востоке и журнала «Молла Насреддин», первый номер которого вышел в свет 7 апреля 1906 года. Его демократические и либеральные взгляды создали журналу хорошую репутацию и в стране и на международной арене. «Молла Насреддин» имел широкий круг читателей в России, Иране, Египте, Индии и Турции.

 

Азербайджанцы говорят, что «перо сильнее меча», чтобы подчеркнуть значение и силу убеждения печатного слова. Именно эта поговорка точно характеризует журнал «Молла Насредцин», восьмистра-ничное издание, выходившее дважды в неделю и ставшее одним из самых влиятельных печатных изданий в истории Азербайджана, оказавшее огромное воздействие на формирование образа мыслей и просветительское движение в начале XX века. Даже в наше время влияние журнала все еще ощутимо, особенно на Кавказе, в Турции и в Иране.
Журнал назван именем мудрого героя восточного фольклора, которого считали реальным историческим персонажем. Сатирические притчи о Молле Насреддине распространялись на Востоке и развлекали слушателей еще с XIII века.
Каким-то образом журнал смог выходить в течение 25 лет (1906-31), несмотря на, в политическом смысле, бурный период революции 1905 года, на Первую мировую войну, Октябрьскую революцию 1917 года, провозглашение Азербайджанской Демократической Республики в 1918-20 годах и, наконец, на оккупацию Азербайджана Советами.
Редактор журнала Джалил Мамедгулизаде и группа его карикатуристов, журналистов и поэтов обличали все крупные недостатки и пороки общественной и политической жизни того времени. Журнал многократно возвращался к некоторым темам.
«Молла Насредцин» был первым азербайджанским сатирическим изданием. С 1906 по 1918 год он выходил в Тбилиси, в 1921 году — в Тебризе, ас 1921 по 1931 год — в Баку. Первый номер появился 7 апреля 1906 года. Журнал привнес в азербайджанское общество новое мышление, свежий язык и образы. Сатирический журнал беспощадно высмеивал реалии тогдашней жизни. Журналисты М.А.Сабир, М.С.Ордубади, А.Назми, М.Н.Зейналов и А.Ахвердиев печатались под псевдонимами. Основными объектами критики были фанатизм и отсталость. «Молла Насреддин» стал первым журналом, использовавшим рисунки в печати. Руководствовалась редколлегия и тем, что в обществе было много безграмотных — потому редактор предпочитал тексту рисунки.

Азим Азимзаде (1889-1943) Известный карикатурист, основатель критического реализма, реалистического художественного искусства и жанра карикатуры в Азербайджане.Азимзаде не имея профессионального образования, снискал себе имя художника, сотрудничая с журналом "Молла Насреддин". Его рикатуры для сатирических журналов, его рисунки на острые социальные темы представляют собой классический образец национального изобразительного искусства.

Азим Азимзаде (1889-1943)
Известный карикатурист, основатель критического реализма, реалистического художественного искусства и жанра карикатуры в Азербайджане.Азимзаде не имея профессионального образования, снискал себе имя художника, сотрудничая с журналом «Молла Насреддин».

Особенно безжалостно журнал бичевал отсталость, невежество снобизм так называемой интеллигенции, которая, увлекшись русской культурой и языком, считала, почему-то, постыдным разговаривать на тюркском.
Говоря о невежестве, «Молла Насреддин» отмечал, что основная причина его кроется в нежелании уделять внимание чтению, учебе, поскольку это считалось пустой тратой времени. Журнал также хлестко критиковал людей, которые не разрешали своим детям, особенно девочкам, ходить в школу. «Зачем девочке ходить в школу?» — спрашивал журнал. — Ведь «единственное, что ей полагается знать, это, как готовить еду и как ставить свекра и свекровь на место, когда это требуется». Жесткой критике подвергалось образование в медресе (религиозных школах), где дети должны были бездумно зубрить тексты на арабском языке, не имея представления, о чем они.
Одной из основных забот журнала были и права женщин. На страницах журнала жесткой критике подвергались условия, препятствовавшие женскому раскрепощению, их выходу из царства тьмы и невежества. А ведь именно на женщинах лежала ответственность за воспитание детей, т.е. за будущее поколение. Женщинам были недоступны рождавшиеся в обществе новые идеи. Большинство их было безграмотным, и только немногие имели возможность учиться. Запрятанные с ног до головы в черную чадру, они жили, прямо скажем, в безрадостном мире, закабаленные домашним хозяйством и заботой о детях.
Со временем «Молла Насреддин» вдохновил многих издателей на Ближнем и Среднем Востоке, в Иране, Турции и Туркменистане на выпуск сатирических журналов.

 

Молла Насреддин Молла Насреддин Молла Насреддин

 

kolon-n