Молла Насреддин

Первая газета в Азербайджане и журнал «Молла Насреддин»

kolon-v

Национальная пресса в Азербайджане возникла в середине XIX века. Это было важным событием в общественной жизни страны.

Гасан бей Зардаби (1842-1907) Известный азербайджанский издатель, основатель профессионального театра. По его инициативе и под его редакцией 22 июля 1875 г. начала издаваться газета "Экинчи", положившая начало азербайджанской печати.

Гасан бей Зардаби (1842-1907)
Известный азербайджанский издатель, основатель профессионального театра. По его инициативе и под его редакцией 22 июля 1875 г. начала издаваться газета «Экинчи», положившая начало азербайджанской печати.

Первой национальной газетой на азербайджанском была «Экинчи» («Пахарь»), первый номер которой вышел в свет 22 июля 1875 года. Издателем, редактором и корректором пионера азербайджанской печати — газеты «Экинчи» был Гасан бей Зардаби (1842-1907), один из основателей национального просветительского движения. М.Ф.Ахундов, С.А.Ширвани, Н.Везиров, Аскер Горани и другие пропагандировали в газете идеи просвещения и демократии, оказывая таким образом влияние на формирование социальных, политических и художественных взглядов общества.
«Экинчи» выходил в Баку, с периодичностью раз в две недели с 1875 по 1877 год. Газета, представлявшая собой трибуну для распространения демократических идей, публиковала материалы о достижениях в областях науки, просвещения, культуры, литературы и искусства и заявляла о необходимости перемен в системе образования. Важнейшими достижениями газеты были близость ее языка к народному, простота и точность стиля. Способствуя продвижению науки и культуры в народные массы, «Экинчи» первым начал бороться за равноправие и образование женщин.

Первое издание газеты "Экинчи"

Первое издание газеты «Экинчи»

Газета жестко критиковала суеверия и отсталость. На ее страницах публиковались научно-популярные статьи о сельском хозяйстве и естественных науках. Распространялась она в Грузии, Дагестане, Узбекистане и других уголках Российской империи. Основными принципами национальной печати, которые «Экинчи» декларировала, были просвещение, модернизация, продвижение национальных интересов, единство национальных и общечеловеческих ценностей и связь литературного языка с разговорным. Не случайно 22 июля, день выхода в свет первого номера «Экинчи», в Азербайджане ежегодно отмечается как День национальной печати Азербайджана.
Позже традиции «Экинчи» продолжали газеты «Зияе Гафгазие», «Кешкуль», «Шарш Рус», «Дабис-тан», «Хаят», «Фиюзат», «Каспи» и «Азербайджан» — все они достигли в своей работе международных стандартов.
Сегодня в Азербайджане — около 650 средств массовой информации — газет, журналов, информационных агентств, теле- и радиокомпаний.

«Молла Насреддин»

Молла Насреддин Молла Насреддин Молла Насреддин

Джалил Мамедгулизаде (Мирза Джалил) (1866-1932) Мирза Джалил оказал значи-| тельное влияние как на общественную жизнь, так и на литературу  Азербайджана. Его литературная деятельность оставила глубокий след не только в Азербайджане, но и в жизни народов Ближнего и Среднего Востока. Мирза Джалил был основателем жанра сатирической журналистики на Ближнем Востоке и журнала "Молла Насреддин", первый номер которого вышел в свет 7 апреля 1906 года. Его демократические и либеральные взгляды создали журналу хорошую репутацию и в стране и на международной арене. "Молла Насреддин" имел широкий круг читателей в России, Иране, Египте, Индии и Турции.

Джалил Мамедгулизаде (Мирза Джалил) (1866-1932)
Мирза Джалил оказал значи-| тельное влияние как на общественную жизнь, так и на литературу Азербайджана. Его литературная деятельность оставила глубокий след не только в Азербайджане, но и в жизни народов Ближнего и Среднего Востока. Мирза Джалил был основателем жанра сатирической журналистики на Ближнем Востоке и журнала «Молла Насреддин», первый номер которого вышел в свет 7 апреля 1906 года. Его демократические и либеральные взгляды создали журналу хорошую репутацию и в стране и на международной арене. «Молла Насреддин» имел широкий круг читателей в России, Иране, Египте, Индии и Турции.

 

Азербайджанцы говорят, что «перо сильнее меча», чтобы подчеркнуть значение и силу убеждения печатного слова. Именно эта поговорка точно характеризует журнал «Молла Насредцин», восьмистра-ничное издание, выходившее дважды в неделю и ставшее одним из самых влиятельных печатных изданий в истории Азербайджана, оказавшее огромное воздействие на формирование образа мыслей и просветительское движение в начале XX века. Даже в наше время влияние журнала все еще ощутимо, особенно на Кавказе, в Турции и в Иране.
Журнал назван именем мудрого героя восточного фольклора, которого считали реальным историческим персонажем. Сатирические притчи о Молле Насреддине распространялись на Востоке и развлекали слушателей еще с XIII века.
Каким-то образом журнал смог выходить в течение 25 лет (1906-31), несмотря на, в политическом смысле, бурный период революции 1905 года, на Первую мировую войну, Октябрьскую революцию 1917 года, провозглашение Азербайджанской Демократической Республики в 1918-20 годах и, наконец, на оккупацию Азербайджана Советами.
Редактор журнала Джалил Мамедгулизаде и группа его карикатуристов, журналистов и поэтов обличали все крупные недостатки и пороки общественной и политической жизни того времени. Журнал многократно возвращался к некоторым темам.
«Молла Насредцин» был первым азербайджанским сатирическим изданием. С 1906 по 1918 год он выходил в Тбилиси, в 1921 году — в Тебризе, ас 1921 по 1931 год — в Баку. Первый номер появился 7 апреля 1906 года. Журнал привнес в азербайджанское общество новое мышление, свежий язык и образы. Сатирический журнал беспощадно высмеивал реалии тогдашней жизни. Журналисты М.А.Сабир, М.С.Ордубади, А.Назми, М.Н.Зейналов и А.Ахвердиев печатались под псевдонимами. Основными объектами критики были фанатизм и отсталость. «Молла Насреддин» стал первым журналом, использовавшим рисунки в печати. Руководствовалась редколлегия и тем, что в обществе было много безграмотных — потому редактор предпочитал тексту рисунки.

Азим Азимзаде (1889-1943) Известный карикатурист, основатель критического реализма, реалистического художественного искусства и жанра карикатуры в Азербайджане.Азимзаде не имея профессионального образования, снискал себе имя художника, сотрудничая с журналом "Молла Насреддин". Его рикатуры для сатирических журналов, его рисунки на острые социальные темы представляют собой классический образец национального изобразительного искусства.

Азим Азимзаде (1889-1943)
Известный карикатурист, основатель критического реализма, реалистического художественного искусства и жанра карикатуры в Азербайджане.Азимзаде не имея профессионального образования, снискал себе имя художника, сотрудничая с журналом «Молла Насреддин».

Особенно безжалостно журнал бичевал отсталость, невежество снобизм так называемой интеллигенции, которая, увлекшись русской культурой и языком, считала, почему-то, постыдным разговаривать на тюркском.
Говоря о невежестве, «Молла Насреддин» отмечал, что основная причина его кроется в нежелании уделять внимание чтению, учебе, поскольку это считалось пустой тратой времени. Журнал также хлестко критиковал людей, которые не разрешали своим детям, особенно девочкам, ходить в школу. «Зачем девочке ходить в школу?» — спрашивал журнал. — Ведь «единственное, что ей полагается знать, это, как готовить еду и как ставить свекра и свекровь на место, когда это требуется». Жесткой критике подвергалось образование в медресе (религиозных школах), где дети должны были бездумно зубрить тексты на арабском языке, не имея представления, о чем они.
Одной из основных забот журнала были и права женщин. На страницах журнала жесткой критике подвергались условия, препятствовавшие женскому раскрепощению, их выходу из царства тьмы и невежества. А ведь именно на женщинах лежала ответственность за воспитание детей, т.е. за будущее поколение. Женщинам были недоступны рождавшиеся в обществе новые идеи. Большинство их было безграмотным, и только немногие имели возможность учиться. Запрятанные с ног до головы в черную чадру, они жили, прямо скажем, в безрадостном мире, закабаленные домашним хозяйством и заботой о детях.
Со временем «Молла Насреддин» вдохновил многих издателей на Ближнем и Среднем Востоке, в Иране, Турции и Туркменистане на выпуск сатирических журналов.

 

Молла Насреддин Молла Насреддин Молла Насреддин

 

kolon-n