Хан Шушинский, Бахрам Мансуров и Талар Бакиханов

Азербайджанский Мугам

kolon-v

Ханенде Гаджи Гуси

Ханенде Гаджи Гуси

Мугам — уникальный памятник классической музыки Азербайджана, дошедший до настоящего времени традиционно в устной форме. Искусство мугама имеет глубокие корни в истории культуры азербайджанского народа. Независимо от индивидуального подхода, мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных духовных ценностей нации. В 2003 году ЮНЕСКО объявила азербайджанский мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».
У понятия «мугам» — много значений. Мугамами называют лады азербайджанской музыки, и в этом понимании термин «мугам» существует в азербайджанской музыкальной теории более 7 веков. Однако сегодня слово «мугам» для азербайджанцев, прежде всего, ассоциируется с определенным типом мелодий в свободном ритме, а также с музыкальным жанром, в основе которого лежит подобный мелодический стиль. Мугам — общее название этого жанра, которое распространяется на все разновидности мугамных форм, из которых самой крупной по масштабу и художественной идее является дастгях. Дастгях представляет собой вокально-инструментальную композицию сюитного характера. Здесь собственно мугамы (то есть мелодии в свободном ритме) перемежаются с теснифами (ритмичными мелодиями песенного типа) и рянгами (инструментальными мелодиями, чаще всего, в танцевальных ритмах).

Хан Шушинский, Бахрам Мансуров и Талар Бакиханов

Хан Шушинский, Бахрам Мансуров и Талар Бакиханов

В составе некоторых дастгяхов также исполняются «зерби — мугамы» (буквально, «ритмические мугамы»), одночастные музыкальные композиции, в которых вокальная мелодия без определенного метра оригинально сочетается с повторяющимся ритмическим инструментальным сопровождением. Излюбленными зерби-мугамами являются «Семаи Шамс», «Гераты», «Гарабаг шикестеси», «Ширван шикестеси», «Кесме шикесте», «Кюрд-афшары», «Зерби-Мансуриййа» и другие. Отдельные части дастгяхов -мугамы, теснифы, рянги и зерби-мугамы — могут исполняться также и самостоятельно.
Исполнителем дастгяха обычно выступает небольшой ансамбль, в состав которого обязательно входят певец (его называют «ханенде») и два инструменталиста («сазенде»), играющие на национальных струнных инструментах — таре и кяманче. Когда звучат ритмичные мелодии (теснифы, рянги, зерби-мугамы), ханенде аккомпанирует себе на ударном инструменте типа тамбурина, называемым «гавал». Такой состав исполнителей, называемый мугамным трио, является наиболее распространенным в Азербайджане с конца XIX века, хотя и тогда и теперь нередко практикуются и гораздо большие инструментальные составы. В современной музыкальной практике наибольшей популярностью пользуются дастгяхи Раст, Шур, Сетях, Чахаргях, Баяты-Шираз, Хумаюн и Махур. Первые записи азербайджанского мугама были сделаны в начале XX века, а в 1928 году композитор Муслим Магомаев сделал первую нотную запись. А позже выдающимся музыкантам, таким, как маэстро Ниязи (1912-1984), Кара Караев (1918-1982) и Фикрет Амиров (1922-1984), удалось уже полностью записать мугамные произведения.

Ханенде Джаббар Гарягды оглы

Ханенде Джаббар Гарягды оглы

Искусство мугама неразрывно связано с классической поэзией. Вокальные мугамные мелодии поются на стихи, написанные в метрах «аруз»-восточной системы стихосложения. «Газаль» — этот жанр классической поэзии является основной поэтической формой, используемой в мугамах. Ханенде прошлых веков отдавали наибольшее предпочтение газелям средневековых азербайджанских поэтов Низами Гянджеви (XII век), Хагани Ширвани (XII век), Имадеддина Насими (XIV век), Мухаммеда Физули (XVI век), Шаха Исмаила Хатаи (XVI век). Современные ханенде чаще обращаются к газелям Молл а Панаха Вагифа (XVIII век), Хуршид бану Натаван (XIX век), Сеид Азима Ширвани (XIX век), Алиаги Вахида (XX век). В начале XX века мугам, прежде звучавший только в домашней, камерной обстановке, впервые начинает исполняться с концертной сцены.Практика публичных мугамных концертов стала импульсом для совершенствования технических возможностей и мощности звучания традиционных музыкальных инструментов. Это, в свою очередь, привело к появлению сугубо инструментальных видов мугама. Сегодня на таких музыкальных инструментах, как тар и кяманча, могут исполняться даже целые дастгяхи. Наряду с этими и другими традиционными музыкальными инструментами, мугамы в настоящее время можно услышать также в исполнении на кларнете, гобое, гармони, рояле и даже электрогитаре, хотя их звучание не считается аутентичным для мугама. Искусство исполнения мугама требует от музыканта знания всего традиционного мугамного репертуара, а следовательно, исключительной музыкальной памяти и умения импровизировать, то есть 1некоторого композиторского дара. Особенность мугама, как музыкального произведения, состоит в том, что его композиция не сочиняется, а воспроизводится по определённой схеме, матрице, которую исполнитель как бы облекает в звуковую плоть, интерпретирует, владея в большей или меньшей степени творческой свободой. Согласно неписаному правилу, только совершенное знание канонов этого искусства возводит музыканта в ранг мастера, «устада» и даёт ему моральное право в глазах его коллег на некоторое -обновление этих канонов. Путь музыканта к вершинам мастерства довольно долог. С 20-х годов XX века в Азербайджане сложилась трехступенчатая система музыкального обучения, включающая начальное, среднее специальное и высшее музыкальное образование. Таким образом, профессиональное образование азербайджанские мугаматисты формально получают в течение примерно 14-15 лет.
Хотя каждый мугам и состоит из мелодий, которые когда-то кем-то были сочинены, в целом, искусство мугамата — анонимно. Как прежде, так и теперь, многие исполнители, обладающие творческим даром, являются одновременно

Алим Гасымов - один из высокоодарённых певцов, известных во всём мире, виртуозов мугамного  пения.

Алим Гасымов — один из высокоодарённых певцов, известных во всём мире, виртуозов мугамного пения.

авторами теснифов и рянгов, которые затем подхватываются другими музыкантами и со временем постепенно превращаются в «народные мелодии».
Мугамная исполнительская культура сложилась из творческих достижений многих поколений блестящих музыкантов, среди которых в XIX — начале XX веков известны: певцы Мирза Саттар, Абульгасан хан Азер Игбал, Джаббар Гарягды оглы, Алескер Абдуллаев, Миртаги Мирбабаев, Кечачи оглы Мухаммед, Ислам Абдуллаев, Мешади Мамед Фарзалиев, Гусейнгулу Сарабский, Сеид и Хан Шушинские, Зульфи Адигезалов, а также таристы Мирза Садыг Асад оглы, Мирза Фарадж Рзаев, Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Мирза Мансур Мансуров, Гурбан Примов, которые прославились не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами — на всем Кавказе, в Иране, Турции, Средней Азии.
Азербайджанские музыканты с начала XX столетия стали гастролировать по Европе. В течение первых двух десятилетий прошлого века несколько европейских и российских фирм грамзаписи выпустили десятки пластинок с записями мугамов и теснифов. И сегодня такие известные азербайджанские мугаматисты, как лауреат премии ЮНЕСКО ханенде Алим Гасымов, таристы Малик Мансуров, Рамиз Гулиев, кяманчисты Габиль Алиев, Шафига Эйвазова, Элынан Мансуров и многие другие выступают в концертных залах всего мира, записывают диски в крупнейших западных компаниях.
Искусство мугама было и остается источником творческого вдохновения для азербайджанских композиторов, художников, скульпторов и поэтов.


kolon-n