Атешгях - храм огнепоклонников

Огнепоклонники

 Сураханы - Храм Атешгях 

kolon-v

С древних времён вырывавшиеся из-под земли огни привлекали сюда паломников из разных стран мира, свидетельством чему является культурно-исторический памятник Азербайджана храм огня «Атешгях», расположенный на территории посёлка Старый Сураханы и возвышающийся на месте выхода из-под земли газов, пылавших «вечными огнями» ещё с древних времён и до конца XIX века. «Вечные огни» горели, привлекая к себе внимание людей и завораживая их волнующей красотой языков естественного пламени, отделяющихся под дуновением ветерка.

В своей судьбе и истории «Атешгях» переплетается с целыми этапами многовековой, богатой событиями истории азербайджанского народа.

Исторические корни памятника уходят в глубь веков, когда создавалась государственность Азербайджана,и господствующей религией был зороастризм одна из древнейших религий на Земле, история зарождения которой относится примерно к X — IX в.в. до н.э

Внутренний вид храма

В то время Апшеронский полуостров, в частности Сураханы, богатый нефтяными и газовыми залежами, являлся благодатной почвой для возведения зороастрийцами здесь своего храма ориентировочно во II III в.в. н.э. Как и всякая религия зороастризм имел своего пророка по имени Зороастр, который и основал эту религию. Согласно зороастрийским преданиям Зороастр по достижении 30-летнего возраста получал откровение  от бога Ахуры-Мазды.

По приданию однажды Зороас в беседе с Ахурой-Маздои спросил каковы основные условия для совершенствования духовного мира человека в первую, вторую и третью очередь, на что Ахура-Мазда ответил: «Во-первых — добрые помыслы, во-вторых — добрые речи и в-третьих — добрые дела». Этих трёх заповедей должен был придерживаться каждый исповедующий эту религию.

Священной книгой зороастризма является Авеста, написанная последователями Зороастра с его слов.

В учении Зороастра, как ни в одной другой мировой религии, важное место отводилось человеку, которому предоставлено самому выбирать чью сторону принять в борьбе добра со злом.

Часть караван сарая при храме

По зороастрийским канонам огонь занимает одно из главных мест.

Согласно священным писаниям – гатам, огонь — это воспламенившаяся священная искра, символизирующая божественную жизнь, и представляет собой чудесное явление природы, олицетворяющее свет против тьмы.

Движение пламени вверх означает духовный рост, а главное, огонь является божественным посредством общения с творцом.

Вообще в зороастризме считалось, что существуют три величайших священных огня, созданных самим Ахурой- Маздой для защиты мира, и эти огни вначале свободно перемещались, оказывая людям помощь там, где это было необходимо. Согласно мифу однажды во времена         правления царя Тахмураса люди, сопровождаемые быком Срисоком, ночью переправлялись по бушующему морю из одного края в другой. Вдруг сильным порывом ветра унесло в море жаровню, в которой они держали огонь, и тогда на спине быка вспыхнули три больших огня, загоревших таким ярким пламенем, что осветили переправу.

Гостевая келья храма (балахана)

Гостевая келья храма (балахана)

Кстати, говоря об отношении зороастрийцев к огню, являющемуся для них священным, следует отметить, что в некоторых современных зороастрийских храмах священный огонь беспрерывно горит вот уже на протяжении нескольких веков, а для поддержания огня в качестве дров используются такие ценные породы деревьев, как груша, персик, орех и др.

Следует отметить, что зороастрийская религия оказала огромное влияние на формирование таких мировых религий, как христианство, ислам и особенно индуизм.

Зороастризм господствовал в Азербайджане до VII в.н.э., когда в стране была принята исламская религия. По мере принятия местным населением ислама люди постепенно перестали посещать храмы огня, которые в следствие этого стали приходить в упадок. Та же участь постигла и храм «Атешгях».

Прошли века и ислам стал официальной господствующей религией в Азербайджане, а зороастрийцы, не принявшие ислам, были вынуждены покинуть страну. Однако Великий шёлковый путь, проходивший через территорию Азербайджана, и торговые отношения в средние века со многими странами Востока, в том числе и с Индией, вновь связали зороастрийцев уже после смены многих поколений со святилищем в Сураханы.

Купцы, приезжавшие в Азербайджан, по возвращении на родину рассказывали об удивительном, невиданном явлении — выходе из-под земли огня, а в Индии огонь и сейчас считается священным.

Так, вслед за торговыми караванами в Сураханы потянулся поток паломников-огнепоклонников. Об этом представил интересные сведения русский учёный Гмелин Самуил Готлиб, посетивший Баку в 1770 г. по заданию Петербургской Академии наук: «Местные огнепоклонники — это потомки древних гебров (последователей религии Зороастра), уцелевшие (в Персии) после установления ислама. Они почитают сей неугасимый огонь за нечто чрезвычайно святое и за знак божества…

Центральный алтарь храма

Центральный алтарь храма

Благоговейные люди из Индии ходят для спасения к этому неугасимому огню в Баку… Один из этих храмов уцелел до сих пор у селения Сураханы». То же самое утверждал французский консул Гамба, посетивший храм в 1820 г., который, в частности, писал, что в храме «жили частью индусы, частью персидские гебры.

Однако занятые торговлей купцы долго не задерживались у «святых огней», предпочитая, чтобы за них молились другие паломники. Но они выделял и денежные средства на строительство храма и за пользование этим правом платил 11 мзду местному правителю.

Так, они  на  свои средства построили здесь храм.

Вот, что пишет об этом побывавший в храме около 1780 г. немецкий исследователь Якоб Рейнеггс: «В построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются «молтани», и за свободу проживания платят Бакинскому хану ежегодно 50 туманов.

Это, собственно говоря, дервиши, старики, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводя годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7 или 10 лет…?».

В те времена на земле Азербайджана горели тысячи огней. «Священный огонь», распространяя вокруг аромат сандалового дерева и самшита, горел повсюду, будь то в величественных храмах или молельнях простых людей.

Люди, ища защиту от несчастий и невзгод и молясь за счастье и благополучие, поклонялись огню. И, благодаря этим огням, горящим с древних времён, Азербайджан получил своё название «Страна огней».

На севере же страны, на Апшероне горели вечным пламенем волшебные «негасимые огни».

В древние времена азербайджанцы-зороастрийцы приходили к этим огням, поклонялись им и возводили в этих местах храмы огня (атешгях).

Очень интересно и подробно описывает огни, пылавшие на территории  храма, упоминавшийся ранее видный английский общественный деятель, путешественник и публицист XVIII в. Джонас Хануей (1744 г.) в той же книге «Историческое описание британской торговли на Каспийском море».

Он пишет: «Так называемый неугасимый огонь около Баку является феноменом очень необычного рода, в известной мере свойственным только этой стране и поэтому заслуживающим отдельного и особого описания».

Далее он подробно описывает использование этого огня местным населением в быту, о чём говорилось ранее, и сообщает, что расположен он приблизительно в 10 английских милях (16 км) на северо-восток от Баку на сухой, скалистой земле.

Следует отметить такой интересный факт, что нам известен только храм «Атешгях», сохранившийся в Сураханы до наших дней, Д. Хануей же в своей книге пишет о существовании в этом районе целого комплекса древних разнотипных храмов огнепоклонников, построенных в разное время.

Об огнях и обитателях храма писал и известный геолог, профессор Мельхиор Неймайер в своей книге «История Земли» (С.-П. 1898 г.): «… любопытным спутником Бакинской нефти являются газы, выделяющиеся из-под земли, в прежние времена у Сураханов они давали начало священным огням, к которым стекались огромные толпы индийских поклонников».

Надо сказать, что многие путешественники и учёные, побывавшие в Баку и посетившие храм «Атешгях», писали о наличии вокруг Баку целых комплексов разнообразных старинных храмов огня, возведённых в различные периоды.

На протяжении десятилетий вокруг огня одно за другим возводились строения храма «Атешгях».

По свидетельству английского путешественника Форстера к 1784г. все кельи снаружи были уже объединены общей стеной, существующей и поныне.

В комплекс храма входят жилые кельи, молельня, два больших караван-сарая, главный алтарь и гостевая келья «балахана».

Барон А. фон Гакстгаузен, в своё время посетивший храм, так описывает, в частности, гостевую келью: «На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями.

Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия. Один богатый индиец, по имени Оттуман, проживающий в Солиане (Сальяне), всего более способствовал тому устройству». Одним из первых строений храма является караван-сарай, предназначенный для отдыха паломников и купцов после длительного пути.

С развитием торговых отношений Азербайджана с различными странами увеличивалось число купцов, прибывавших на Апшерон для вывоза различных товаров.

В частности, среди товаров, пользовавшихся большим спросом, были соль, шёлк-сырец, ковры, изделия из золота и рыба.

Надо сказать, что соль в те времена стоила очень дорого, а Азербайджан богат соляными озёрами, поэтому иностранные купцы и вывозили соль из страны в больших количествах.

Известно, что Каспийское море славится ценными промысловыми породами рыб, поэтомуне случайно, что рыбный промысел в Азербайджане был хорошо развит, и рыбу также вывозили в различные страны. Следует отметить, что некоторые предприимчивые купцы, занимающиеся торговлей рыбой, в определённой мере содействовали развитию азербайджанской рыбной промышленности

Так, например, известно из источников, что индийский купец-рыбопромышленник. Собра Могундас, работавший на сальянских рыбных промыслах и имевший с них большие доходы, построил на нескольких из них крупные рыболовные предприятия, имел 7 ватаг и более сотни рыболовных лодок. В Азербайджане издавна развиты производство шёлка и ковроткачество; шёлковые ткани и ковры также пользовались большим спросом и вывозились из страны, причём более всего вывозился шёлк-сырец (коконы шелкопряда), что касается азербайджанских ковров, то они во все времена славились своим качеством и красотой.

Как известно, отличительным признаком азербайджанского национального орнамента является изображение язычков пламени бута, которые и украшали эти ковры.

В 1858 г. храм «Атешгях» посетил выдающийся французский писатель А. Дюма-отец вместе с художником Жуаном Муаном и студентом Московского Университета Калино.

В гостях у бакинского губернатора, полковника К.Тархан-Моуранова он познакомился с князем Уцмиевым и его женой, поэтессой Хуршид Бану Натаван.

В последствии А. Дюма восторженно описал свои впечатления о посещении храма в книге «Кавказ»:

«После двухчасовой езды (первая половина дороги шла по берегу моря) мы прибыли на вершину холма, откуда нашим взорам представилось море огней…

Зрелище было неописуемым, захватывающим, такая иллюминация бывает только в самые праздничные дни». По прошествии веков древняя религия в Азербайджане была забыта, а «вечные огни» Апшерона утратили свою божественность. Благотворное тепло огня было направлено на служение народу, удовлетворение его хозяйственных и бытовых потребностей, однако место, где горели огни, запечатлелось в памяти народа под названием «Атешгях», т.е. «место огня, место поклонения огню » . Нынешний храм, восстановленный в XVII в. на месте старого, также назван народом «Атешгях».

Храм огня построен местными мастерами-строителями, и поэтому на этом памятнике так ясно просматриваются архитектурные традиции Апшерона.

Очень примечательно, что во время празднования Новруз байрамы, самого значимого и дорогого для азербайджанского народа праздника, в центре Баку зажигается праздничный огонь, который привозится из храма «Атешгях».

Это уже сложившаяся много лет назад традиция, а сама церемония взятия огня в храме проходит в очень торжественной обстановке.

Кстати, зажигание огней во время этого праздника является элементом празднования, сохранившимся со времён зороастризма.

2702a039c47f 20dd7bc8abcc 545e498365c8 13bfeeb4f9ae e17e5d8c83a2 df351a8274b2 37065d73dd0b 1f06b96e70c0

kolon-n