alleya-shahidov

Нагорный парк и Аллея Шахидов

kolon-v

3
4
2

DSC_0197Нагорный парк — один из лучших в Азербайджане — раскинулся над Бакинской бухтой причудливым пересечением широких лестниц и тенистых аллей, обзорных площадок и укромных уголков для влюблённых…

Нагорный парк изначально назывался английским. Дело в том, что на территории парка оставалось захоронение английских солдат, которые были присланы в Баку для свержения императора в 1918 году. Сейчас о тех событиях напоминает только мемориальный камень, к которому можно выйти, если свернуть с верхней аллеи парка направо. Сами захоронения не сохранились...

Read More
Аллея Почётного захоронения

Аллея почётных захоронений

kolon-v

Место для захоронения самых выдающихся и значимых для Азербайджана людей было создано в нагорной части столицы в 1948 году, в некотором отдалении от основной части Нагорного парка. Под стройными соснами нашли свой последний приют как политики так и артисты, писатели и учёные. Монументальные надгробия, вдоль ухоженных дорожек, повествуют нам и о становлении советской власти в Азербайджане, и о развитии культуры и о обретении независимости… В отличии от «Новодевичьего» в Москве, сюда может придти любой желающий и положить букетик Гейдару Алиевичу, самому известному политику Азербайджана, его третьему президенту...

Read More
Бакинская бухта

Приморский бульвар

kolon-v

Приморский бульвар – неотъемлемая часть Баку. Кажется, он существовал здесь всегда, без него город представить невозможно. В 2009-м году бульвар отметил свой вековой юбилей, и похоже, это только начало его богатой истории, ведь сейчас он переживает второе рождение. Но обо всем по порядку.

Приморский бульвар в Баку

Таким был бульвар сто лет тому назад

 

Бакинский бульвар собирались построить еще в начале девятнадцатого века, но началось строительство лишь в 1909 году по инициативе бакинского инженера Мамедгасана Гаджинского. Деньги на создание бульвара выделили из городской казны, не обошлось без помощи местных меценатов. Благоустройство прибрежной территории началось с участка от причала общества «Кавказ и Меркурий» до дома известного нефтепромышленника и певца ханенде  Сеида Мирбабаева. Сейчас на этом месте располагается Театр Кукол. Достопримечательностью бульвара стала купальня, построенная в дворцовом стиле, окруженная деревьями и цветниками.

В советское время купальня была ликвидирована в связи с изменением уровня Каспия. Надо сказать, что море неоднократно заставляло понервничать горожан и власти Баку, внося свои коррективы в ландшафт Приморского бульвара. Следующие двадцать лет уровень Каспия постоянно понижался, что позволило сделать нижний ярус набережной и открытую площадку у моря, которую украшали каскады фонтанов. В девяностые годы уровень Каспия вновь повышается, и часть построенного оказывается под водой. Затоплены прогулочная эстакада, яхт-клуб и пристань для катеров. Приходится снова проводить реконструкцию и поднимать нижний ярус на несколько метров.

Read More
Молла Насреддин

Первая газета в Азербайджане и журнал «Молла Насреддин»

kolon-v

Национальная пресса в Азербайджане возникла в середине XIX века. Это было важным событием в общественной жизни страны.

Гасан бей Зардаби (1842-1907) Известный азербайджанский издатель, основатель профессионального театра. По его инициативе и под его редакцией 22 июля 1875 г. начала издаваться газета "Экинчи", положившая начало азербайджанской печати.

Гасан бей Зардаби (1842-1907)
Известный азербайджанский издатель, основатель профессионального театра. По его инициативе и под его редакцией 22 июля 1875 г. начала издаваться газета «Экинчи», положившая начало азербайджанской печати.

Первой национальной газетой на азербайджанском была «Экинчи» («Пахарь»), первый номер которой вышел в свет 22 июля 1875 года...

Read More
кино

История кинематографа в Азербайджане

kolon-v

кинематографВ конце 1897 года, спустя всего два года после изобретения кинематографа, братья Люмьер были приглашены в Азербайджан. 8 января 1898 года состоялся показ первого фильма в Баку. 31 Марта Бакинский научный фотокружок организовал общественное гуляние в Михайловском саду (ныне переименованный в Сад Вахида). Гуляние снималось на камеру. 21 Июня были показаны кинохроника и эпизоды «Прибытие поезда на вокзал», «Отправление парохода» и «Рыночная улица на рассвете». 2 Августа была показана другая программа. От состояла из эпизодов «Церемония отбытия эмира Бухары на пароходе Великий Князь Алексей «Правитель Кавказа». Эти эпизоды и некоторые другие фильмы, такие как «Нефтяной фонтан в Биби-Эйбате» и «Нефтяной фонтан в Балаханы», были записаны Александр Михайловичем Мишоном, известным кинематографистом и фотографом, жившим в Баку в течение 25 лет. Последние две картины были с успех показаны в 1900 году на Всемирном киношоу в Париже. В 2001 году, инициативе Азербайджанского кинофонда они были возвращены из Парижа в Азербайджан. В настоящее время хранятся в киноархиве. По результатам этой находки бывший Президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал указ от 18 декабря 2000 года, объявив 2 августа Национальным днем кино Азербайджана.

Read More
512

Секреты экономного отдыха в Баку

Баку – город дорогой, и это неудивительно. Столица страны, переживающей экономический бум, купается в нефтедолларах. Уровень жизни здесь довольно высок, а одного взгляда на стоящие в ряд бутики известных брендов и идущие по трассам сплошным потоком роскошные иномарки хватает, чтобы понять – для отдыха здесь нужны большие деньги. Но даже если в кармане не очень много манат, отдохнуть в Баку можно. Нужно только знать, где и на чем сэкономить.

Хостелы и гостиницы

Главная статья расходов для туриста – оплата жилья. Хостелов в Баку не очень много, а их стоимость ненамного отличается от цены обычного одноместного номера. Двадцать манат (считайте, двадцать евро) за ночь в трехместной комнате с собственным санузлом и приличным ремонтом. Обратите внимание, все хостелы находятся в центре Баку. Если хотите дешевле, походите по дворам в Старом городе, здесь очень многие сдают комнаты, и наверняка согласятся на 10-15 манат за ночь. А за 40-50 манат в сутки можно отлично устроиться в одной из частных гостиниц Старого города, причем в эту стоимость включен завтрак.

Read More
Наджаф бей Везиров (1854-1926)
Один из основателей жанра трагедии в азербайджанской литературе. Он первым поставил в Баку трагикомедию М.Ф.Ахундова "Гаджи Пара" и "Визирь Лянкяранского хана" в 1873 году.

Первые театральная, оперная и балетная постановки на Востоке.

 

kolon-v

Ахундов был философом-материалистом и общественным деятелем. Родился в Нухе (Шеки). Доминирующий жанр его литературной деятельности - комедия. Ахундов - создатель драматической теории в Азербайджане и на Ближнем Востоке, автор шести комедий, написанных в 1850-55 годах. Все началось с траги-комедии "Молла Ибрагим-Халил, алхимик, обладатель философского камня" (1850). Затем были "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" (1850), "Визирь Лянкяранского хана" (1850), "Медведь - победитель разбойника" (1851), "Приключение скряги" (1852) и "Правозаступники в городе Тебризе" (1855). Написав "Приключения Юсиф-Шаха или Алданмыш кевакиб", М.Ф.Ахундов положил начало жанру реалистического рассказа в азербайджанской литературе. Крупными произведениями были "Восточная поэма на смерть Пушкина" (1837) и философское сочинение "Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле персидскому принцу Джелал-уд-Довле и ответ на них сего последнего". В 1857 году он создал новый алфавит на основе арабского. Чтобы этот его проект был принят в исламских странах, в 1867 году он посетил Стамбул и ознакомил с алфавитом турецкого премьер-министра Фуад Пашу. Проект был обсужден в Османском Научном Обществе, но не был поддержан.

Ахундов был философом-материалистом и общественным деятелем. Родился в Нухе (Шеки). Доминирующий жанр его литературной деятельности — комедия. Ахундов — создатель драматической теории в Азербайджане и на Ближнем Востоке, автор шести комедий, написанных в 1850-55 годах. В 1857 году он создал новый алфавит на основе арабского. Чтобы этот его проект был принят в исламских странах, в 1867 году он посетил Стамбул и ознакомил с алфавитом турецкого премьер-министра Фуад Пашу. Проект был обсужден в Османском Научном Обществе, но не был поддержан.

 

Театр

Азербайджан, как и в ряде других сфер, лидирует на Востоке также в сфере культуры и искусства. Постановка национальных пьес, например, Гаравеллы, Коса-коса, Гара-гез, Килимарасы и других, имеет давнюю историю. В средние века в Азербайджане возник Шебих, религиозный театр. В постановках Шебиха демонстрировались трагические события в семье Имама Хусейна, внука Пророка Мухаммеда.
22 Марта 1873 года, в дни празднования Новруз Байрамы, в аудитории Бакинского Общества, благодаря усилиям Гасан-бека Зардаби и Наджаф-бека Везирова, была поставлена драма М.Ф.Ахундова «Саргузашти Везири-Хани Лянкяран» («Визирь Лянкяранского хана»). Так был заложен фундамент профессионального театра Азербайджана и всего исламского мира.
До 1919 года театральные представления в Баку показывались следующими группами: Союзом азербайджанских артистов, Ниджат, Хамийят, Сефа и Офисом братьев Зульфугар-бея и Узеир-бея Гаджибековых. Сценами служили помещения в зданиях Тагиева, Маилова и Мусы Нагиева. 24 октября 1919 года в Баку был основан Театр азербайджанского правительства, который в настоящее время известен как Национальный Академический Театр Драмы. Абдуррахим бей Ахвердиев, Эйнели бей Султанов, Гусейн Араблинский, Аббас Мирза Шарифзаде, Александр Туганов, Султан Дадашев, Адиль Искенде, Исмаил Идаятзаде, Зафар Нематов, Мехди Мамедов, Тофик Кязимов -все они сыграли важную роль в становлении и развитии азербайджанского театра.  Великие артисты Мир-зага Алиев, Джахангир Зейналов, Марзия Давудова, Фатьма Кадри, Окюма Гурбанова, Рза Афганлы, Агададаш Гурбанов, Исмаил Османлы, Насиба Зейналова, а также Гу-сейнкули Сарабский, Агигат Рзаева, Шовкет Мамедова и Бюль-Бюль создали высочайшие традиции драматического и музыкального театра.  В настоящее время в Азербайджане действуют 27 государственных театров, ставящих пьесы, оперные постановки, музыкальные комедии, кукольные, мимические спектакли, два муниципальных и четыре частных театра. В Азербайджанском
университете культуры и искусства ведутся занятия по различным специальностям театрального искусства. В Баку также работает труппа Русского драматического театра, есть театры Юного зрителя и Музыкальной комедии, в которых спектакли идут на двух языках — азербайджанском и русском. В репертуаре Национального Академического Театра Драмы — «Эдип» Софокла, «Король Лир» и «Гамлет» Шекспира, «Ночь воспоминаний о Сократе», или «Суд на шкуре туполобого» Чингиза Айтматова и Мухтара Шаханова, «Айдын» Джафара Джабарлы, «Фархад и Ширин» Самеда Вургуна, «Владыка и его дочь» Ильяса Эфендиева и другие.

Read More
Хан Шушинский, Бахрам Мансуров и Талар Бакиханов

Азербайджанский Мугам

kolon-v

Ханенде Гаджи Гуси

Ханенде Гаджи Гуси

Мугам — уникальный памятник классической музыки Азербайджана, дошедший до настоящего времени традиционно в устной форме. Искусство мугама имеет глубокие корни в истории культуры азербайджанского народа. Независимо от индивидуального подхода, мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных духовных ценностей нации. В 2003 году ЮНЕСКО объявила азербайджанский мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».
У понятия «мугам» — много значений. Мугамами называют лады азербайджанской музыки, и в этом понимании термин «мугам» существует в азербайджанской музыкальной теории более 7 веков. Однако сегодня слово «мугам» для азербайджанцев, прежде всего, ассоциируется с определенным типом мелодий в свободном ритме, а также с музыкальным жанром, в основе которого лежит подобный мелодический стиль. Мугам — общее название этого жанра, которое распространяется на все разновидности мугамных форм, из которых самой крупной по масштабу и художественной идее является дастгях. Дастгях представляет собой вокально-инструментальную композицию сюитного характера. Здесь собственно мугамы (то есть мелодии в свободном ритме) перемежаются с теснифами (ритмичными мелодиями песенного типа) и рянгами (инструментальными мелодиями, чаще всего, в танцевальных ритмах).

Read More
Красноармейские и большевистские лидеры
вскоре после переворота в Баку, май, 1920 год

Первая парламентская республика востока и Азербайджанская ССР.

kolon-v

76В феврале 1917 года в России был свергнут царский режим. К власти пришло Временное правительство, был сформирован Специальный Комитет Закавказской Администрации. Но власть Временного правительства оказалась воистину временной. Произошла Октябрьская революция 1917 г. Избранники от Южного Кавказа не сумели поехать в Петроград или Москву, чтобы представлять там кавказский народ на Всероссийском Учредительном Собрании. Они собрались 14 февраля 1918 году в Тбилиси, чтобы сформировать Закавказский Парламент, высший исполнительный орган. 44 представителя Мусульманской фракции в этом органе должны были представлять мусульман и в высшем органе России. 9-22 апреля 1918 года Кавказское Собрание заявило о своей независимости, сформировав таким образом, Закавказскую Республику. Однако из-за острых разногласий во мнениях относительно внутренней и внешней политики Республика эта не смогла действовать. В результате, грузинские представители покинули Парламент 26 мая и объявили независимость Грузии. 27 мая члены Мусульманской фракции Парламента провели встречу и решили объявить независимость Азербайджана. Для этой цели Закавказский Совет Мусульман объявил себя Национальным Советом Азербайджана. Таким образом, в Азербайджане была сформирована фактически первая парламентская республика.

Read More
Нагорный Карабах

История Нагорного Карабаха

kolon-v

Серебряная монета Карабахского Ханства - Панахабади, 1785, Карабах

Серебряная монета Карабахского Ханства — Панахабади, 1785, Карабах

История Карабаха, неотъемлемой части Азербайджанской Республики, состоящей из Даглыг (нагорного) и Аран (низменного) Карабаха, уходит корнями глубоко в прошлое. Карабах всегда входил во все государственные формирования Азербайджана.
Долгое время территория Карабаха принадлежала государству, существующему в северной части Азербайджана — царству Кавказской Албании (не путать с Албанией на Балканах). Оно возникло в IV столетии до н.э., а прекратило свое существование в VIII столетии н.э. Позже Карабах постоянно был в составе ряда государственных формирований, управляемых династиями Азербайджана, а именно Саджидов (IХ-Х вв), Саларидов (X в.), Шаддадидов (Х-ХI вв.), Атабей-Эльданизов (ХП-ХШ вв.), Джаларидов (XIV-XV вв.), Каракоюнлу (XV), Аккоюнлу (ХV-ХVI вв.), Сефевидов (ХVI-ХVII вв.), а также иностранных империй, которым принадлежали территории Азербайджана, — Арабского халифата (VIII-IХ вв.), Великого Сельджука (ХI-ХII вв.), Монгол Хулакидов (ХIII-ХIV вв.) и Каджаров (ХVIII-ХIХ вв.).

Read More